Устройство отбора мощности от двигателя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0llИСАНИЕ

ИЗОБВЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.07.78 (21) 2655817/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.01.82. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 15.01.82 (51) М. Кл.з

В 60 К 17/28

В 60 К25/06

Гасударственных комитет

СССР (53) УДК 629.113-585.9 (088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

В. А. Евсеев и Е. В. Кадников

7 (71) Заявитель

j г

": .с.! Ы 1

Р (54) УСТРОР1СТВО ОТБОРА МОЩНОСТИ

ОТ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению и касается устройства для отбора мощности от двигателя транспортного средства на элекктрический генератор, предназначенный для электропитания в полевых условиях различных потребителей, размещенных на транспортном средстве, во время движения и на стоянках.

Известно устройство отбора мощности от двигателя транспортного средства, содержащее ведущий вал один конец которого кинематически связан с валом двигателя, фрикционную многодисковую муфту, состоящую из ведущего элемента, посредством шлицев установленного на другом конце ведущего вала, ведомого элемента, кинематически связанного с валом отбора мощности, и фрикционных дисков, связанных с соответствующими элементами упомянутой муфты, при этом кинематическая связь ведомого элемента фрикционной муфты с валом отбора мощности выполнена в виде зубчатой передачи постоянного зацепления, ведомая шестерня которой свободно установлена на ведущем валу и снабжена шлицами для связи с ведомым элементом упомянутой муфты, а ведущая шестерня закреплена на валу отбора мощности (1).

Недостатком данного устройства является то, что приводной вал отбора мощности выполнен разъемным с зубчатой муфтой для связи отдельных участков вала, что приво5 дит к усложнению конструкции и ее утяжелению. Кроме того, для компенсации осевых перемещений необходима установка карданного вала на одном из концов своих на шлицах, что также усложняет конструкцию.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение ее надежности путем обеспечения компенсации осевых перемещений ведущего вала.

Поставленная цель достигается тем, что упомянутое устройство снабжено пружинами, расположенными между ведомым элементом фрикционной муфты и фрикционными дисками для сжатия последних, и элементом регулировки момента трения упомянутых дисков, выполненным в виде гайки, посредством резьбового соединения установ20 ленной в ведомом элементе фрикционной муфты, при этом ведущий элемент последней установлен с возможностью осевого перемещения.

897601

Формула изобретения

На фиг. 1 показана компоновка устройства для отбора мощности на автомобиле; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 соединение карданного вала, о повыШающей передачей и предохранительной фрикционной муфтой, разрез Б — Б на фиг. 1.

Устройство содержит генератор 1, карданную передачу 2, состоящую из передней вилки 3, карданного,вала 4, задней вилки

5 и шарниров 6. Передняя вилка 3 соединена с коробкой отбора мощности автомобиля 7. Задняя вилка 5 расположена внутри вала-шестерни 8 зубчатой повышающей передачи 9. Зубчатая повышающая передача 9 позволяет согласовать направление вращения генератора 1 с направлением вращения фланца коробки отбора мощности 7.

На конце задней вилки выполнены шлицы для скользящего шлицевого соединения 10.

На шлицах размещена шлицевая втулка 11.

Шлицевая втулка 11 жестко соединена с одним ведущим фрикционным диском 12 фрикционной муфты 13. Ведомый элемент фрикционной муфты — корпус 14 жестко связан с ведущим валом-шестерней 8 повышающей передачи 9 и зафиксирован фиксатором 15.

Поджатие ведущих фрикционных дисков 12 и ведомых 16 осуществляется пружинами 17, а регулировка — гайкой 18.

Отбор мощности на генератор 1 от коробки отбора мощности 7 осуществляется следующим образом.

Крутящий момент от коробки отбора мощности 7 передается через переднюю карданную вилку 3, карданный вал 4, заднюю вилку 5, шлицевую втулку 11, ведущий фрикционный диск 12 предохранительной фрикционной муфты 13 и ведущие диски 12 на ведомые фрикционные диски 16, далее на корпус 14 фрикционной муфты 13. С корпуса 14 — на жестко соединенный с ним вал-шестерню 8 повышающей передачи 9 и через нее на генератор 1. Компенсация взаимных перемещений соединяемых агрегатов (коробки отбора мощности и генератора), расположенных на резиновых прокладках и, соответственно, осевого перемещения карданной передачи 2 осуществляется за счет шлицевого соединения 10, размещенното на конце задней вилки 5, включающего шлицевую втулку 11, которая удерживается от осевого перемещения ведущим фрикционным диском 12, жестко соединенным с ней и зажатым ведомым фрикционными дисками 16.

В результате полной совокупности перечисленных признаков уменьшаются габариты и вес устройства, а кроме того, это изобретение позволяет разместить устройство между лонжеронами рамы автомобиля, типа УРАЛ вЂ” 375 или ЗИЛ вЂ” 131, не мешая его узлам трансмиссии и не ухудшая тактико-.технических данных автомобиля. Данное изобретение позволяет упростить конструкцию, получив выигрыш в весе, и повысить ее надежность за счет применения неразъемного приводного вала.

Устройство отбора мощности от двигателя транспортного средства, содержащее ведущий вал, один конец которого кинематически связан с валом двигателя, фрикционную многодисковую муфту, состоящую из ведущего элемента, посредством шлицев установленного нг другом конце ведущего вала, ведомого элемента, кинематически связанного с валом отбора мощности, и фрикционных дисков, связанных с соответствующими элементами упомянутой муфты, при этом кинематическая связь ведомого элемента фрикционной муфты с валом отбора мощности выполнена в виде зубчатой передачи постоянного зацепления, ведомая шестерня которой свободно установлена на ведущем валу и снабжена шлицами для связи с ведомым элементом упомянутой муфты, а ведущая шестерня закреплена на валу отбора мощности, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения ее надежности путем обеспечения компенсации осевых перемещений ведущего вала, оно снабжено пружинами, расположенными между ведомым элементом фрикционной муфты и фрикционными дисками для сжатия последних, и элементом регулировки момента трения упомянутых дисков, выполнены в виде гайки, посредством резьбового соединения установленной в ведомом элементе фрикционной муфты, при этом ведущий элемент последней установлен с возможностью осевого перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тельман Б. М. Москвин М. В. Сельскохозяйственные тракторы М., «Высшая школа», 1966, с. 263, рис. 252 (прототип).

897601

Составитель С. Белоусько

Реда кто р К. Вол о щу к Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко

Заказ 11838 24 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4