Регулируемая опора сиденья транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

1897606 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву № 645868 (22) Заявлено 12.10.79 (21) 2827734/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.01.82. Бюллетень № 2 (51) M. К I.з

В 60 )х) 1/02

Государственный комитет (53) УДК, 629.113 .042.2 (088.8) ло делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 15.01.82 (72) Автор изобретения

E.М. Гаврилов (7!) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА СИДЕНЬЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, касается регулируемых опор сидений, позволяющих погасить ударные импульсы большой интенсивности в момент преодоления на большой скорости транспортным средством препятствий.

По основному авт. св. № 645868 известна регулируемая опора сиденья транспортного средства, содержащая шарнирный параллелограмм, снабженный фиксатором его положения и шестерней для подвижного закрепления на основании, при этом шестерня снабжена подвижным упором и втулкой из пластинчатого материала, на верхней поверхности которой выполнена винтовая канавка для упора, а на внутренней поверхности венца шестерни выполнен продольный паз для упомянутого упора (11. 15

Г1ри установке в пластичное звено одного или двух упоров изменяется радиальный зазор меж у ступицей и венцом шестерни.

При этом на противоположной от упора (упоров) части ступицы и венца шестерни, в месте их соприкосновения, возникает вы- ?т) сокое контактное напряжение и при развороте ступицы относительно венца шестерни происходят местные вырывы и задиры металла на ступице, которые нарушают стабильность характеристик момента пробх ксовки. Причем отдельные частицы вырываемого из ступицы металла попадают íà винтовую канавку, что тоже влияет на постоянство характеристик момента пробуксовки.

Цель изобретения — обеспечение стабильных характеристик момента пробуксовки и снижение контактных напряжений.

Указанная цель достигается тем, что между сопрягаемыми поверхностями ступицы и венца шестерни свободно установлены кольца, при этом на торцах ступицы выполнены дополнительные пазы для установки и свободного выхода упора из винтовой канавки, а кольца выполнены из материала, обладающего большей твердостью, чем материал ступицы.

На фиг. 1 показано сиденье, вид сбоку: на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1 (в увеличенном маcп1Tабе); на фиг. 3 — — вид Ь на фиг. 2 (с частичным вырывом опоры).

Регу IIIp), емая опора сиденья транснортсреlcTI31I содержит ц1арнllpHblH пар11. I лограмм, стороны и 2 которого в верхнеи части связаны со штангой 3. На консолях ее закреплены и lllpallляющие 4 подвески 5

897606 з сиденья (фиг. I). B нижней части сторона шарнирного параллелограммы жестко связана шлицевым валиком 6 со ступицей 7 шестерни и пбдвижно уста ноблена со стороной 2 на каретке 8. Ступица 7 шестерни изготовлена из пластичного материала, например латуни, чугуна и т. д. На ее внешней поверхности выполнена винтовая канавка а, которая нри повороте ступицы деформируется упором 9 (фиг. 2, 3). Упор 9 свободно установлен в одном из пазов. б венца 10 шестерни, которые Выполнены под углом JÎ

9 к оси вращения венцы 10 шестерни.

Для сохранения постоянного радиального зазора между сопрягаемыл!и поверхностями ступицы 7 и венца 0 шестерни при унорс (упорах) 9, расположенном в пазу о, на

15 торцовых концах ступицы 7 свободно установлены кольца 11, которые выполняют роль подшипников и исклк)чают непосредственный контакт ее с венцом 10 шестерни. !!ри этом кольца !1 выполнены На металлы, об лада!ощего большей твердостью, чем материал стл ницы. Наличие колец 11 позволяет использовать смазку (так как они создакгг замкнутый объем внутри сонрягаемых поверхностей ступицы 7 и венца 0 шестерни), а совокупность колец 11 и смазки обеспечивает стабильность характеристик момента пробуксовки пластичного звена р«гулируемой опоры. На торцах ступицы 7, в начале

И KO IIIL(ВИ НТОВОЙ Ка н а ВКИ, f3 hi!f0.1ff«Hhl llaaf>l в для ycI(IIIOBKH упора 9 в паз б венца О шестс рни и выхода его после прохождения всего нути но винтовой канавке а ступицы 7.

I Iðè неооходимости изменения положеkIHH сиденье 110 высоте в зависимости от антропометрических данных водители, для удобного расположения его относительно

opf aIIoB I!pa Bëåíèÿ H.IH cM«Hh1 рабочей JIOBI>J з5 нри движении транспортного средства рукоятку 12 управления надо повернуть на угол

80 (фиг. 1, 3). При этом запирающий валик 13 поворачивается до вертикального расположения его среза, зубчатый шток 14 за счет упругого элемента 15 смещается 4Q влево и освобождает венец 0 шестерни.

После этого шарнирный параллелограмм разворачивается до необходимой высоты положения сиденья. Для фиксации сиденья на выбранной высоте достаточно повернуть рукоятку 12 управления в исходное положе- 4 ние. IIри этом запирающий валик 13 смещает шток 14 в сторонл венца 10 шестерни.

Р«гулируемая опора сиденья работаеT сле (ующим обрызоч.

При действии перегрузки на рабочем месте в момент преодоления транспортным ср«. !«твом препятствий на большой скорости

IloTB«cKà 5 сиденья выбирает полный динамический ход и В момент достижения величины перегрузки, например 2д стороны 1 и 2 <цырнирного параллелограммы вместе 0 ступицей 7 разворычивык)тся. 11ри этом

«нор 9 paзг<ы J»IIOIJI>IJ3(J«T винтовчю KaffaBKi и ступицы 7 и т«м сыл!ым гасит ударный имну.1ьс зы счет пластичной д«фор vlaHHH. защищая Водителя от его воздействия. IIOcл«развороты 1нырнирного параллслограммы в I!Ha

О1 с IJsI:JII с с)(нцом 1 О lfi«ñтерни и i C! a fi I B линас г сиденье k3 ислх) IHO(положение.

11;1личие в сицс нье IpalfciiopTIIOI 0 cp«.kC 1 Вс(11Лс)СТИЧНО! 0 Зан!ИТНОГÎ >сСТРОЙСТва СО стыбильными характеристиками 110 чоч(нтл иробуксовки lip!i действии узарного импульСсi f i(1 Pa<)O׫(. МС СТО ВОДИ) (ЛЯ !10ЗВО.IЯ(T нр«дохры нить с го от Воздействия сильных толчк<гн и <юв 1«H J h производитс,<ьHO< Tf трл д !.

Фор.

1 (Г ), 1 И Р (Ч с) Я < ) 1 О () с< С 1 ! (J f 1 > и Т Р с! f l < J l 0 P T—

flOf 0 Ср«дстна 110 Ывт. СВ. Лс> 645868, <)T.kkkс<а/<)!Ди.с!СЯ 1 С М, JT<), С Ц«1ЬК) 00(«II(."Ч«НИ Я С Гс!

<)Jiльны. характеристик л)ол1«н гki !)робл ксOBКИ И (Н ИЖС IIHH КОН) сlКТНЫ>, На !1РЯж(. flHH, МС ЖДЛ С011РЯ Гс! С Л1Ь! М Jf I!OH(. PХ НОС ТЯ Ч И (Тl 11И Ill>l И

Вснцы ш«ст«рни свободно ус) ановл fihi кольца. нри этом li;i торцах ступицы !3ыш)лнены дополнитс Il>!!hi«пазы .!ля чстыновки и свободщ)го выхода ) IIOpa из ви(гговой канавки, а кольца выполнены из материалы, обладаю> щего болшпей твердостьк), чсм ча сериал ступицы.

Источники Hfigopмации, НРИНЯТЫЕ BO ВНИМЫНИЕ IIPH ЭКСН(. РТИЗ(.

I. Лвторское свидетельство СССР

T¹ 645868, кл. Б 60 Х 1, 02, 1976 !прототип).

I < . i<< r«Ii I<, В<).1

С«« i«< i I сд н 11 ««

1 ир< к <14 I« iIIнсI««

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I !3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП «Патент<<, г. Ужгород, ул Проектная, 4