Электромеханическая система привода контрвращающихся гребных винтов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()897637

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.08.77 (21) 2512059/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.01.82. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 15.01.82 (51) М. Кл, В 63 Н 23/24

Гасударственный камнтет

СССР (53) УДК 629.12..-83 (088.8) йо делам нзобретеннй н вткрмтий

И. Д. Урусов, Э. Е. Перфенов, Л. И. Поляшов, С. А. Алексеев, Г. 3. Амос и В. Н. Рябов (72) Авторы изобретения (54) ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА

КОНТРВРАЩАЮЩИХСЯ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

Изобретение относится к судостроению, в частности к электромеханическим системам привода контрвращающихся гребных винтов.

Известна электромеханическая система привода контрвращающихся гребных винтов, содержащая коаксиально размещенные гребные валы с гребными винтами и установленные на фундаменте генератор с электродвигателем, причем якорь генератора и ротор электродвигателя жестко связаны каждый с одним из коаксиально тф размещенных гребных валов (1).

Однако при выходе из строя одного из винтов, например поломке лопасти, его вал теряет рабочую нагрузку и скорость его вращения увеличивается, а другой вал может остановиться, что снижает надежность работы системы.

Цель изобретения — повышение надежности работы системы.

Для достижения цели -система снабжена стопорным устройством, смонтированным на фундаменте.

Кроме того, стопорное устройство может содержать направляющие с отверстием, прикрепленные к фундаменту, пружйну и шток, причем шток размещен в направляющих и связан с фундаментом посредством пружин, при этом в якоре генератора и роторе электродвигателя выполнены отверстия для захода штока.

На чертеже изображена схема предлагаемой электромеханической системы.

Система содержит первичный двигатель 1, вал 2 которого через муфту 3 жестко соединен с ротором 4 генератора. Якорь 5 генератора и якорь 6 электродвигателя механически жестко соединены между собой и с валом ? гребного винта 8. Ротор 9 электродвигателя механически жестко соединен с валом 10 гребного винта 11. На якоре 5 генератора жестко закреплено тормозное кольцо 12 с отверстием 13. Стопорное устройство содержит шток 14 с отверстием 15, размещенным в направляющих 16 имеющих отверстие 17. Шток 14 закреплен пружиной растяжения 18. На роторе 9 электродвигателя жестко закреплено тормозное кольцо 19 с отверстием 20. Другое, стопорное устройство содержит шток 21 с отверстием 22, размещенный внутри направляю89763?

3 щих 23, имеющих отверстие 24. Шток 21 закреплен пружиной растяжения 25. Обмотки якоря 5 генератора и якоря 6 электродвигателя соединены через управляемый преобразователь частоты и фаз 26, При соосном расположении генератора и электродвигателя обмотка якоря 6 электродвигателя может быть подключена к бортовой сети переключателем (на чертеже не показан) . При выходе из строя винта 8 или элементов его привода стопорится его вал 7, для чего шток 14 вводится в отверстие 13 кольца 12. Отверстие 15 штока 14 при этом совмещается с отверстием 17 направляющих 16. В этом положении шток !4 фиксируется штифтом (на чертеже не показан) вал 7 винта 8 стопорится. и движение судна обеспечивается лишь винтом 11. В случае выхода из строя винта 11 или элементов его привода стопорится его вал 10, для чего аналогичным образом приводится в действие шток 21. Для отстопоривания вала 7. (или 10) упомянутый фиксирующий штифт вынимается, и шток 14 (или 21) возвращается в исходное положение пружиной 18 (или 25). При соосном расположении генератора и электродвигателя в случае отказа генератора или преобразо- 25 вателя 26 стопорится вал 7, а якорь 6 электродвигателя подключается к бортовой электросети через переключатель, чем обеспечивается частичная работоспособность системы привода и движение судна.

Предлагаемое изобретение позволяет Зо обеспечить работоспособность электромеханической системы привода гребных винтов в аварийных ситуациях, что позволяет судну продолжить самостоятельное плавание, исключив необходимость его буксировки или ремонта до захода в порт. Это создает дополнительные удобства и преимущества в эксплуатации судов, оснащенных системами привода со стопорными устройствами. формула изобретения

1. Электромеханическая система привода контрвращающихся гребных винтов, содержащая коаксиально размещенные гребные валы с гребными винтами и установленные на фундаменте генератор с электродвигателем, причем якорь генератора и ротор электродвигателя жестко связаны каждый с одним из коаксиально размещен ных гребных валов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы, она снабжена стопорным устройством, смонтированным на фундаменте.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что стопорное устройство содержит направляющие с отверстием, прикрепленные к фундаменту, пружину и шток, причем шток размещен в направляющих и связан с фундаментом посредством пружин, при этом в якоре генератора и роторе электродвигателя выполнены отверстия для захода штока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР № 589155, кл. В 63 Н 23/24, 1976.

897637

Составитель В. Макеев

Редактор М. Келемеш Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Заказ 11843 26 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г.. Ужгород, ул. Проектная, 4