Роторная объемная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социалистически к

Респубяни

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«» 898105

\ (61) Дополнительное к авт. саид-ву и 513160 (22) Заявлено 060 1.77 (21) 2441289/25-06 с присоединением заявки И (23) Приоритет

Опубликовано 150132. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 1501.82 (5l)N. Кд.

F 01 С 1/08

F 04 С 18/14

5Ъеударстеань и комитет

СССР ао аелаи нза4ретеннй н аткрыта» (53) УД К 62 1. 514.

° 4(088.8) (22) Авторй изобретения

P.P.Èøûóðàòîâ, А.И.Абайдуллин, М.Ф.Муртаз

А.И.Шварц и В.Б.Шнепп (71) Заявитель (54) РОТОРНАЯ ОБЪЕМНАЯ МАНКИНА

Изобретение относится к машиностроению, По основному авт.св. 9513160 известна роторная объемная машина, преимущественно компрессор, содержащая корпус и расположенные в нем

5 прямозубые роторы, один из которых на зубьях имеет выступы, а другой— ответные каналы (1 ).

В известной роторной машине в период сопряжения зуба и впадины ведущего и ведомого роторов не исключена возможность их осевого смещения, например, при выходе из строя упорного подшипника, что снижает надежность машины. Кроме .того, окно нагнетания имеет ограниченную пло- щадь, которая определяется формой впадины ведомого ротора и, степенью сжатия. В конце нагнетания площадь окна уменьшается быстрее, чем уменьшается объем рабочей полости, что приводит к резкому повышению давления невытесненного rasa и снижению

КПД машины.

Цель изобретения — повышение надежности и КПД.

Указанная цель достигается тем, что части ведомого ротора, расположенные в зоне каналов, смещены от кромки зубьев в направлении враще- ния на величину, превышающую боковрй зазор между роторами, а выступы и расположенные в их зоне части зубьев ведущего ротора смещены в том же направлении на соответствующую величину.

На фиг. 1 изображены роторы объемной машины; на фиг. 2 — сопряжение роторов в момент прохождения зуба ведущего ротора впадины ведомого, на фиг. 3 — устройство, поперечный разрез (роторы машины находятся в момент начала нагнетания rasa); на фиг. 4 — то же, в конце такта нагнетанияя .

Формула изобретения

Э 8

Роторная машина содержит корпус (не показан} и расположенные в нем прямозубые роторы: ведомый ротор 1 и ведущий 2. На зубьях 3 ведущего ротора 2 выполнены выступы 4, .а на зубьях 5 ведомого ротора — ответные каналы 6. На ведомом роторе 1 имеются впадины 7, отделенные от каналов с одной стороны участками 8 тела зубьев 5. Части ведомого ротора 1, расположенные в зоне каналов

6, смещены от кромки 9 зубьев 5 в направлении вращения на величину, превышающую боковой зазор между роторами 1 и 2, а выступы 4 и распо ложенные в их зоне части 10 зубьев

3 ведущего ротора 2 смещены в том же направлении на соответствующую величину. При смещении средних частей.впадин 7 образуются торцы 11 участков 8 зубьев 5 и торцы 12 в середине зубьев 5. На поверхности зуба

5 ведомого ротора 1 штрих-пунктирной линией показан контур нагнетательного окна 13 (кромка 14 при смещении частей роторов 1 и 2 занимает положение 15 при одной и той же степени сжатия). В конце процесса сжатия после вытеснения газа из средней

ысти впадины 7 газ из остальной части вытесняется через площадь окна 16 (заштрихованный участок}.

При работе роторной машины, когда зубья 3 ведущего ротора 2 находятся в горизонтальной плоскости, осевое смещение роторов предотвращается взаимодействием заканчивающих сопряжение канала 6 и выступа 4, а также торцами 11 и 12 с зубьями 3, т.е. каналы и впадины не закончили сопряжение, а зубья и впадины уже вошли в сопряжение своими торцами.

При дальнейшем повороте осевое смещение роторов предотвращается взаимодействием заканчивающих сопряжение торцов Il и уже вошедших в сопряжение следующей пары каналов 6 и выступов 4. Таким образом, обеспечивается непрерывная фиксация роторов в осевом направлении, При подходе впадины 7 к кромке

14 нагнетательного окна 13 начина98105 4 ется процесс нагнетания. Так как средние части роторов смещены в направлении вращения, то давление нагнетания достигается в рабочей полости при меньшем угле поворота роторов.

Кромка 14 окна 13 займет положение

15, смещенное против вращения ведомого ротора 1. При этом площадь окна увеличивается и гидравлические

1в потери уменьшаются.

В конце процесса сжатия вытеснение оставшегося газа осуществляется сначала из средней части впадины 7, а потом через оставшуюся площадь окHB 16 из остальных торцовых участков, что также снижает гидравлические потери.

Величину смещения частей роторов можно осуществить лишь в определенных пределах. Эта величина должна быть больше бокового зазора между роторами, так как только в этом случае возможно взаимодействие в осевом направлении на участке зубьев

Таким образом, смещение частей ведомого ротора, расположенных в зоне каналов и выступов, расположенных в их зоне зубьев ведущего ротора, позволяет-повьсить надежность,и

КПД машины.

Роторная объемная машина по авт. св. 9513160, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и ЕПД, части ведомого ротора, расположенные в зоне каналов, смещены от кромки зубьев в направлении вращения на величину, превышающую боковой зазор между роторами, а выстугггг и расположенные в их зоне части зубьев ведущего ротора смещены в

45 том же налравлении на соответствующую величину, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9513160, кл. F 01 С 1/08, 1973,