Муфта

Иллюстрации

Муфта (патент 898160)
Муфта (патент 898160)
Муфта (патент 898160)
Муфта (патент 898160)
Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рес ублик

898160 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.0878 (21) 2656283/25-27

Р М К з с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

16 О 11/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 1501В2.Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 150182

153) УДК 621. 825.

° 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения

О.Г.Жирицкий, В.С.Корочкин, Н.B Ðûíäÿ и A Ï

4ATENTqg..

ТРХНИЧЕСЕА аИДЯЕ1-Е и (71) Заявитель (54 ) МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силоВых установках для соединения и рассоединения двигателей с валопроводом на ходу, для реверсирования передачи крутящего момента, для обеспечения совместной или раздельной работы двигателей в многодвигательных установках, а также во всех отраслях народного хозяйства, где требуется надежное и эффективное подключение к валопроводу и отключение от него двигателя на ходу.

Известна муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой посредством зубчатых венцов и ведущих и ведомых фрикционных дисков, прижимное устройство и отжимные пружины. В данной конструкции обеспечивается плавный разгон ведомого вала с последующим зацеплением зубьев на полумуфтах.Ведущие и ведомые фрикционные диски являются синхронизатором муфты. Крутящий момент в режиме сколь>кения в синхронизаторе создается силами трения в слое масла между фрикционными дисками.

Частота вращения ведомого вала муфты регулируется величиной на><имного усилия, создаваемого прижимным устройст вом поршневого типа. Под воздействием давления и центробежных сил масло проходит между дисками и передает

5 крутящий момент 13

Недостаток такой муфты заключается в том, что для ее работы требуются концевые уплотнительные устройства, масляная емкость для сбора и хранения масла, холодильник, фильтры для очистки и ряд других устройств. Все это усложняет конструкцию муфты, в том числе и ее техническое обслуживание. В синхрониэаторе у фрикционных дисков наблюдается неравномерный износ трущихся поверхностей при включениях и выключениях, значительный нагрев масла в работе,.вследствие чего муфта недостаточно надежна в эксплуатации и имеет малый ресурс.

Целью изобретения является повышение надежности работы муфты.

Поставленная цель достигается тем, что.в муфте, содер>кащей ведущую и ведомую полумуфты, вэаиглодействующие

2э между собой посредством зубчатых венцов, ведущих и ведомых фрикционных дисков, прижимное устройство и отжимные пружины, согласно изобретению, прижимное устройство выполнено в виде пневмокамер, установленных на ве

898160 дущей полумуфте, одни из которых размещены между фрикционными дисками, а другие у торца зубчатого венца ведущей полумуфты, причем отжимные пружины установлены между торцами ведущих и ведомых фрикционных дисков, а также у торца зубчатого венца ведущей полумуфты.

При этом пневмокамеры могут быть выполнены из металлических листов профилированной формы. 10

На фиг. 1 иэобра>кена муфта,продольный разрез; на фиг. 2 — сечение

А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение

Б-Б на фиг. 1; на фиг.4 — сечение

B-В на фиг. 1>на фиг.5 — сечение Г-Г на фиг. 1.

Муфта состоит из двух концентрично расположенных на валах полумуфт ведущей и охватывающей ее ведомой полумуфты. Ведомая полумуфта состоит иэ корпуса 1, барабана 2, четырех ведомых фрикционных дисков З-б,двух прижимных колец 7 и 8, фиксаторов

9 и 10, трех пакетов кольцевых пластинчатых отжимных пружин 11-13, зубчатого венца 14 и кожуха 15. Фрик- 25 ционные диски имеют съемные металлокерамические накладки, которые крепятся заклепками. На внешней окружной поверхности фрикционных дисков

3-6 равномерно расположены прямо- 30 угольные выступы, между которыми имеются выступы меньшего размера. Пакет

11 кольцевых пластинчатых отжимных пружин состоит из трех кольцевых пластин 16, по наружному диаметру 35 у которых имеются прямоугольные выступы. Эти выступы обеспечивают центровку кольцевых пластин 16 в барабане 2 и осевое перемещение в работе.

С однои стороны каждой кольцевой 40 пластины крепятся на заклепках прямоугольной формы накладки 17, равнорасполо>кенные по окружности.В барабане 2 на внутренней поверхности равнорасположены прямоугольные пазы, а между ними располагаются пазы типа

"Ласточкин хвост". По прямоугольным пазам в барабане 2 выполнены отверстия. Поверхность пазов для повышения ее износостойкости азотируется.

Корпус 1 и зубчатый венец 14 жестко крепятся к барабану 2. Ведущая полумуфта состоит из корпуса 18, двух пневмокаглер 19 и 20, четырех пакетов кольцевых пластинчатых отжимных пружин 21-24, семи ведущих фрикционных 55 дйсков 25-31 с металлическими накладфми, трех втулок 32-34, фиксаторов

35 и 36, ступицы 37, зубчатого венца

38> пружин 39, пневмокаглеры 40 и вала .41. 60

На внутренней поверхности упомянутых фрикционных дисков равномерно расположены прямоугольные выступы.

На фрикционногл диске 28 металлические накладки закреплены с двух его сторон, а на внутреннеи поверхности между прямоугольными выступами расположены выступы меньшего размера.

Зубчатый венец 38 имеет наружные зубья и связан посредством внутренних шлицов по подвижнои посадке со ступицей 37 на корпусе 18.

Втулки 32-34 по наружной поверхности имеют прямоугольные пазы.Втулка 32 к корпус 18 крепится штифтами, втулки 33 и 34 съемные и фиксируются на корпусе на шлицах. На втулке 33 между прямоугольными пазами расположены пазы типа "Ласточкин хвост".

Пневмокамеры 19 и 20 съемные и их упругие стенки выполнены из набора тонких металлических листов 42 и 43 профилированной формы для обеспечения их перемещения при подаче сжатого воздуха в камеру. Стенки пневмокамер прижаты к дискам 44 кольцами 45 и 46.

Пакет 21 отжимных пру>хин состоит из четырех кольцевых пластин 47,по внутреннему диаметру которых равнорасположены прямоугольные выступы.

Они обеспечивают центровку пакетов отжимных пружин на втулках 32-34.

На одной стороне кольцевой пластины на заклепках крепятся накладки 48 прямоугольной формы, равнорасположенные по окружности. В корпусе 18 и во фрикционных дисках 25-31 выполнены отверстия и проточки для вентиляции и удаления продуктов износа.Пневмокамера 40 съемная и имеет диск 49 и кольца 50 и 51, посредством которых смонтирована ее упругая стенка, выполненная из набора металлических листов 52 профилированной формы.

В собранной муфте осевые зазоры между ведущими и ведомыми дисками обеспечиваются за счет постановки фиксаторов 9, 10, 35 и 36, а также пакетов кольцевых пластинчатых отжиглных пружин 11-24, а между зубчатыми венцами осевые зазоры обеспечиваются пружинами 39.

Муфта работает следующим образом.

Сжатый воздух через каналы 53-57 (фиг. 1) поступает в полости пневмокамер 19 и 20, которые с увеличением объема приводят в сцепление ведущие и ведомые фрикционные диски. За счет сил трения между ними крутящий момент начинает передаваться с ведущей полумуфты на ведомую, что выравнивает обороты полумуфт.

Затем сжатыи воздух подается по каналам 58-60 в воздушную полость пневмокамеры 40, которая с увеличением объема воздействует на торец зубчатого венца 38 и перемещает его по шлицам и посадочной поверхности до упора в зубчатый венец 14. После этого сжатый воздух стравливается иэ пневмокамер 19 и 20, осевые усилия на фрикционных дисках уменьшаются.

898160 в результате чего происходит проворот ведущих фрикционных дисков относительно ведомых. В это время зубья зубчатого венца 38 входят во впадины между зубьями венца 14 .и под действием осевого усилия, создаваемого пневмокамерой 40, осуществляется сцепление и передача крутящего момента с ведущей полумуфты на ведомую. За счет осевого усилия, создаваемого пневмокамерой 40, зубчатая муфта может находиться в сцепленном состоянии неограниченное время. Таким образом, происходит плавное включение муфты в работу.

При дальнейшем стравливании воздуха из пневмокамер 19 и 20 фрикционные 5 диски под действием пружин 11-24 возвращаются в исходное положение.

Выключение муфты происходит следующим образом.

В пневмокамеры 19 и 20 подается 20 сжатый воздух,фрикционные диски входят,. в сцепление, включается синхронизатор. После чего воздух из пневмокамеры 40 выпускается. Под воздействием пружин 39.венец 38 перемещается в осевом направлении, выходит из зацепления с венцом 14 и между ними устанавливается соответствующий осевой зазор. Затем стравливается воздух из пневмокамер 19 и 20, фрикционные диски 25-31 синхронизатора под действием отжимных пружин возвращаются в исходное положение, происходит плавное выключение -муфты.

Крутящий момент с фрикционных дисков 25-31 синхронизатера передается на барабан 2 и втулки 32-34 через прямоугольные выступы. Эти же выступы обеспечивают центровку упомянутых дисков в барабане 2 и на втулках, обеспечивают осевое переме- 40 щение дисков при включениях и выключениях синхронизатора. При вращении муфты через отверстия в барабане 2 под действием центробежной силы удаляются продукты износа металлокера- 4 мики. Кроме того, через отверстия во фрикционных дисках, корпусов полумуфт, барабана 2, через канавки и проточки, которые сделаны на фрикционных дисках в местах крепления Фрик- р ционных накладок к диску, при вращении полумуфт проходит вентиляционный воздух, который циркулирует во внутренней полости муфты и охлаждает накладки и диски для уменьшения нагрева и коробления. Применение в муфте фрикционных дисков сухого трения исключает применение масла в синхронизаторе, а также масляных емкостей, холодильника, фильтров, насосов, концевых масляных уплотнений, значительно. упрощает обслуживание в эксэксплуатации, ликвидирует возможность возгорания паров масла при работе муфты.

Пневмокамеры, установленные на ведущей полумуфте для сцепления фрикционных дисков и зубчатых венцов вместо прижимного устроиства поршневого типа,, обеспечивают одновременность сцепления фрикционных дисков при включении, равномерный износ фрикдионных дисков.

Все это позволяет значительно повысить надежность работы муфты,увеличить ресурс ее работы.

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой посредством зубчатых венцов и ведущих и ведомых фрикционных дисков, прижимное устройство и отжимные пружины, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, прижимное устройство выполнено в виде пневмокамер, установленных на ведущей полумуфте, одни из которых размещены между фрикционными дисками, а другие — у торца зубчатого венца ведущей полумуфты, причем отжимные пружины установлены между торцами ведущих и ведомых фрикционных дисков, а также у торца зубчатого венца ведущей полумуфты.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем> что пневмокамеры выполнены из металлических листов профилированной формы., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США, Р 4047602, кл. F 16 0 11/00, опублик. 1977 (прототип);

Б-Б

Составитель Я.Цыганенко

Редактор Л.Повхан Техред A. Савка Корректор Л. Бокшан

Заказ 11921/52 Тираж 980 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, :(-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4