Тормозная колодка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскими
С(ив теск
Республик
<11>898175 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.0180 (21)2868930/25-27 с присоединением заявки М 2870936/25-27 (23) Приоритет
Опубликовано 15.01.82, Бюллетень Мо2
Р М К з
F 16 D 65/78
F 16 Р 65/819
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
tS>) УДК 62-592, 635 (088. 8) Дата опубликования описания 15 01 82 (72) Авторы изобретения
А. И. Вольченко, Д. A. Вол ьче нко, И. В. Смирнов и Ю.В.Твердохлеб р (т 7
1-: Ållll (Fi „.др !3
Всесоюзный конструкторско-экспериментальн и и т автобусостроения и Ивано-Франковский институт 7КК, и газа (71) Заявители (5 4) ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА
Изобретение относится к общему машиностроению.
Известна тормозная колодка, содержащая основание, фрикционную накладку, соединенную с основанием, установленные между основанием и фрикционной накладкой соединительные элементы, а также систему охлаждения (1) .
Однако тормозная накладка характеризуется недостаточной эффективностью охлаждения, поскольку теплопередача от нерабочей поверхности фрикционной накладки через систему охлаждения к основанию колодки невысокая вследствие низкого коэффициента 15 теплопроводности фрикционного материала. Кроме того, мала поверхность соприкосновения системы охлаждения с нерабочей поверхностью фрикцйонных накладок к основаниям колодки, что вызывает теплоные и силовые нагрузки. Это делает работу тормозной колодки ненадежной.
Целью изобретения является повышение надежности работы тормозной 25 колодки.
Поставленная цель достигается тем, что в тормозной колодке, содержащей основание, фрикционную накладку, соединенную с -оснонанием, уста- З0 новленные между основанием и фрикционной накладкой соединительные элементы, а также система охлаждения выполнена н виде, по крайней мере, одного ребра из теплопроводного материала, устанонленного в фрикционной накладке по диагонали в ее рабочей поверхности, и пластины из теплопроводного материала, закрепленной на нерабочей поверхности фрикционной накладки, при этом ребро и теплоотводящая пластина установлены с нозможностью контакта. Кроме того, соединительные элементы, установленные между основанием и фрикционной накладкой, выполнены упругими.
При этом упругий элемент может быть выполнен в виде резиновых лент, расположенных по длине фрикционной накладки, и упругой металлической пластины, расположенной между основанием колодки и .нерабочей поверхностью фрикционной накладки, а концы ее закреплены на теплопроводящей пластине, расположенной на нерабочей по нерхности фрикционной накладки.
Кроме того, пластина выполнена с вентиляционными каналами на поверхности, обращенной к основанию.
898175
На фиг,1 показана тормозная колодка, поперечный разрезу на фиг.2 фрикционная накладка, вид снизу; на фиг.3 — тормозная колодка с упругими элементами и упругой металлической пластиной, поперечный разрез на
5 фиг.4 - вид А на фиг.1
Тормозная колодка содержит фрикционную накладку 1, которая через упругие элементы 2 крепится к основанию 3 колодки. На нерабочей поверхНосТН фрикционной накладки 4 закреплена пластина 5 из теплопроводящего материала, а в самой фрикционной накладке 1 выполнено по диагонали ребро 6 из теплоотводящего материала заподлицо с рабочей поверхностью фрикционной накладки 7, взаимодействующей с рабочей поверхностью обода тормозного барабана 8. Упругий элемент 2 может быть изготовлен из резины в виде лент 9 и устанавлива- 2О ется по длине фрикционной накладки 1.
Ленты 9 покрыты слоем теплоизоляционного лака. По ширине фрикционной накладки 1 расположены металлические ленты 10, которые огибают ленты 9 и д находятся между нерабочей поверхностью фрикционной накладки 4 и основанием 3. Металлические пластинчатые ленты 10 имеют вид решетки с периферийным контуром и изготавливаются, например, иэ пружинной стали. На внешней стороне пластины 5 могут быть выполнены каналы 11 в виде узора,что создает развитую поверхность теплообмена и вызывает завихрения потоков воздуха.
Тормозная колодка работает следующим образом.
При торможении накладки 1 с ребрами 6, выполненными из теплопрово дящего материала, взаимодействуют с 40 рабочей поверхностью обода тормозного барабана 8, в результате чего на указанных поверхностях генерируется значительное количество тепла. Последнее с помощью ребра 6 передается пластинам 5 из теплопроводящего материала, от которых интенсивно рассеивается в направленные и завихренные потоки воздуха, циркулирующие между основанием колодки 3 и пласти- 5О нами 5 и нерабочими поверхностями фрикционных накладок (нижний зазор).
Воздух поступает в нижний зазор со стороны носочной и пяточной части тормозной колодки. Так происходит естественное вынужденное охлаждение пластины 5 при работе тормозной колодки. В случае разомкнутой тормозной колодки воздух также циркулирует между рабочей поверхностью обода тормозного барабана 8 и рабочей поверхностью фрикционных накладок (верхний зазор). Удельные давления, ! возникающие между взаимодействующими, поверхностями, неодинаковые как по длине, так и ширине фрикционной накладки. По длине накладки онн больше в средней ее части, а по ширине больше со стороны защемления обода торМозного барабана. B укаэанных местах. фрикционной накладки пружинящие элементы сжимаются и передают свою упругую энергию менее нагруженным участкам фрикционной накладки, что вызывает в конечном итоге силовую равнонагруженность пары трения. Более того, пружинящие элементы еще являются своего рода компенсаторами погрешностей сборки и установки колодки и накладки.
Таким образом, данная конструкция позволяет повысить надежность работы за счет силовой и тепловой равнонагруженности.
Формула изобретения
1. Тормозная колодка, содержащая основание, фрикционную накладку, соединенную с основанием, установленные между основанием и фрикционной накладкой соединительные элементы, а также систему охлаждения, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем равномерного распределения силовых и температурных нагрузок, система охлаждения выполнена в виде, по крайней мере, одного ребра из теплопроводного материала, установленного в фрикционной накладке по диагонали в ее рабочей поверхности, и пластины из. теплопроводного материала, за-! крепленной на нерабочей поверхности .фрикционной пластины, при этом ребро и теплоотводящая пластина установлены с возможностью контакта, кроме того, соединительные элементы, установленные между основанием и фрикционной накладкой выполнены упругими. о
2. Колодкапоп. 1, отличающ а я с я тем, что соединительный упругий элемент выполнен в виде резиновых лент, расположенных по длине фрикционной накладки, и упругой металлической пластины, расположенной между основанием колодки и нерабочей поверхностью фрикционной накладки, а концы ее закреплены на теплопроводящей пластине, расположенной на нерабочей поверхности фрикционной накладки.
3. Колодка по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что пластина из теплопроводящего материала, установленная на нерабочей поверхности фрикционной накладки, выполнена с вентиляционными каналами на поверхности, обращенной к основанию.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 413307, кл. F 16 D 65/78,1971 (прототип) .
ВидА
8 7 Г фиг.3
Фиг. t
Составитель Н.Мишина
Редактор Л.Тюрина Техред Е. Харитончик Корректор Л. Бокшан
Заказ 11922/53 Тираж 980 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул ° Проектная, 4