Зубчатое колесо

Иллюстрации

Зубчатое колесо (патент 898191)
Зубчатое колесо (патент 898191)
Показать все

Реферат

 

Союз Советск кк

Социапнсткческик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 898191 (61 ) Допол н и тельное к а вт. с вид-ву (53)M. Кл. (22) Заявлено 03.01.78 (21) 2591288/25 28 с присоединением заявки И (23) Приоритет

F 16 Н 55/17

F 16 Н 57/04

1Ъеударстеаннмй камнтет

СССР ао делам нзебретеннй н открытнй

Опубликовано 15.01.82. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 15.01.82 (5Ç) УДК 621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. Г. Шнейдер, С. Г. Рожук и А.Г. Рудник

Ленинградский институт точной механики и оптики Тернопольский ° филиал Львовского политехнического нн нщиа.(7I) Заявители (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к зубчатым передачам, применяемым в машиностроении и приборостроении.

Известно зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены масS лоудерживаюшие канавки равномернои глубины (1).

Недостатком известного колеса является невозможность перетекания жидкой смазки по поверхности зубьев, что приводит к сниже10 нию долговечности зубчатого колеса.

Цель изобретения — повышение долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что в

15 зубчатом колесе, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, отношение плошади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей зубьев выбрано в пределах

20 ,30-33, утол наклона канавок относительно о вектора скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (4,7 — 0,33) ° 10 .

На чертеже показано одно из зубьев колеса.

На рабочей поверхности I зуба нанесены маслоудерживаюшие канавки 2, отношение площади которых к плошади поверхности 1 выбрано в пределах 30--33%, угол г наклона канавок относительно вектора скольжения Чск 0 — 47, а отношение глубины канавок к величине модули колеса (4,7-0,33) 10 э.

При работе зубчатого колеса в передаче масло, удерживаемое в канавках, способствует действию гидродинамических микроэффектов равномерно по всей поверхности контакта.

С увеличением толщины масляной пленки между контактирующими поверхностями зубчатых колес уменьшаются потери на трение и тепло. напряженность в зоне контакта, что способствует увеличению срока службы зубчатой передачи. Кроме этого, канавки служат ловушками инородных частиц, попадающих в зону контакта (продукты износа, абразивные частицы и т.п.).

При работе зубчатых колес с консистснтной смазкой канавки выполняют функцию резервуара, иэ которого смазывающие вещест ва "вытягиваются" в зону контакта зубьев колеса.

Применение предлагаемых зубчатых колес позволяет повысить срок их службы, а также может быть эффективным при применении антифрикционных покрытий, присадок, магнитной смазки.

Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживаюСостынтель й. Фомичев

Техред И. Гайду

Корректор .- " . А-.сенц

Тираж 980 Подписное

ЬйгИПЙ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 11923/54.. сяал ППП *Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Формула изобретения

898191 1 щие канавки равномерной глубины, о т л ича ю щ ее ся тем,что, с целью повышения долговечности, отношение площади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей зубьев выбрано в пределах 30 — 33%, угол наклона канавок относительно вектора скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (47—

0,33) ° 10"з

1О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 528410, кл. F 16 Н 57/04, 1973 (прототип).