Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советск кк
Социапнсткческик
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 898191 (61 ) Допол н и тельное к а вт. с вид-ву (53)M. Кл. (22) Заявлено 03.01.78 (21) 2591288/25 28 с присоединением заявки И (23) Приоритет
F 16 Н 55/17
F 16 Н 57/04
1Ъеударстеаннмй камнтет
СССР ао делам нзебретеннй н открытнй
Опубликовано 15.01.82. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 15.01.82 (5Ç) УДК 621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю. Г. Шнейдер, С. Г. Рожук и А.Г. Рудник
Ленинградский институт точной механики и оптики Тернопольский ° филиал Львовского политехнического нн нщиа.(7I) Заявители (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к зубчатым передачам, применяемым в машиностроении и приборостроении.
Известно зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены масS лоудерживаюшие канавки равномернои глубины (1).
Недостатком известного колеса является невозможность перетекания жидкой смазки по поверхности зубьев, что приводит к сниже10 нию долговечности зубчатого колеса.
Цель изобретения — повышение долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что в
15 зубчатом колесе, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, отношение плошади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей зубьев выбрано в пределах
20 ,30-33, утол наклона канавок относительно о вектора скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (4,7 — 0,33) ° 10 .
На чертеже показано одно из зубьев колеса.
На рабочей поверхности I зуба нанесены маслоудерживаюшие канавки 2, отношение площади которых к плошади поверхности 1 выбрано в пределах 30--33%, угол г наклона канавок относительно вектора скольжения Чск 0 — 47, а отношение глубины канавок к величине модули колеса (4,7-0,33) 10 э.
При работе зубчатого колеса в передаче масло, удерживаемое в канавках, способствует действию гидродинамических микроэффектов равномерно по всей поверхности контакта.
С увеличением толщины масляной пленки между контактирующими поверхностями зубчатых колес уменьшаются потери на трение и тепло. напряженность в зоне контакта, что способствует увеличению срока службы зубчатой передачи. Кроме этого, канавки служат ловушками инородных частиц, попадающих в зону контакта (продукты износа, абразивные частицы и т.п.).
При работе зубчатых колес с консистснтной смазкой канавки выполняют функцию резервуара, иэ которого смазывающие вещест ва "вытягиваются" в зону контакта зубьев колеса.
Применение предлагаемых зубчатых колес позволяет повысить срок их службы, а также может быть эффективным при применении антифрикционных покрытий, присадок, магнитной смазки.
Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживаюСостынтель й. Фомичев
Техред И. Гайду
Корректор .- " . А-.сенц
Тираж 980 Подписное
ЬйгИПЙ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5
Заказ 11923/54.. сяал ППП *Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Формула изобретения
898191 1 щие канавки равномерной глубины, о т л ича ю щ ее ся тем,что, с целью повышения долговечности, отношение площади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей зубьев выбрано в пределах 30 — 33%, угол наклона канавок относительно вектора скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (47—
0,33) ° 10"з
1О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N 528410, кл. F 16 Н 57/04, 1973 (прототип).