Устройство для испытания подшипников скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Севетскик
Социапнстнческнк
Республик
ОПИС НИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву(22) Заявлено 290280 (21) 2888715/25-27 (31) М. КП.З с присоединением заявки Ио а 01 М 13/04
Государственный комитет
СССР по дедам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150182. Бюллетень Ио 2
Дата опубликования описания 150132 (ЩУДК б58,5б2.
° 012.7 (088.8) «(72) Авторы изобретения
" A6paMoB. C M. Елкин, A.A. Cyxo6pyc и В A Ткаченко
Харьковский авиационный институт им. Н.Е. уковского (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано,например для испытания подшипников скольжения.
Известно устройство для испытания подшипников скольжения при воздействии на них потока ионов. В данном устройстве одновременно испытываются три подшипника, один иэ которых выполнен с коэффициентом вэаимноГо перекрытия 0,5. Открытая поверхность вала обращена в сторону источника ионов (1).
Недостатком устройства является низкая точность определения влияния облучения пары трения ионами на фрикционные характеристики материалов, поэтому коэффициент трения определяется одновременно для трех подшипников, а облучению подвергается лишь один из них. Кроме того, диапазон прикладываемых .нагрузок невелик.
Цель изобретения †повышен точности измерения коэффициента трения при облучении пары трения и расширение диапазона нагрузок на пару трения.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство для испытания под шипников скольжения, содержащее вал для установки испытуемых подшипников в виде вкладышей, нагружающее устройство и источник облучения, снабжено двумя рычагами, шарнирно соединенными между собой, охватывающими вал с противоположных сторон и имеющими выемки для испытуемых вкладышей подшипника, выполненных с одинаковым коэффициентом перекрытия.
На чертеже схематически изображено устройство для испытания подшипников скольжения.
Устройство состоит из вала 1 и подшипников 2, выполненных в виде вкладышей с одинаковым коэффициентом перекрытия. Подшипники 2 установлены в выемки двух рычагов 3 и 4, которые шарнирно соединены. между собой и охватывают вал с двух сторон. В рычаге
3 установлены два испытуемых вкладыша 2, а в рычаге 4 - один, причем ширина этого вкладыша равна суммарной ширине вкладышей,, помещенных в
25 рычаг 3. Нагрузка подшипников осуществляется по замкнутой схеме с rtoмощью болта 5, гайки б и пружины 7.
При этом нагрузка, прикладываемая к подшипникам, не передается на опоры вала, что позволяет существенно рас898275
Формула изобретения
Составитель И. Яковлев
ТехредЕ.Кастелевич Корректор Г. Назарова
Редактор A. Гулько
Тираж 882 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 11937/58
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ширить диапазон нагрузок íà испытуемые пары трения при одних и тех же опорных подшипниках. На поверхности вала установлены датчики крутящих моментов 8 перед рычагами и за ними.
Рычаги опираются на корпус 9.
Устройство работает следующим образом.
Испытуемые подшипники 2 помещаются в выемки рычагов 3 и 4, которые прижимаются свободными концами друг к другу заданным усилием. Поверхности трения облучаются, например электронной пушкой. Вал 1 при- водится во вращение с заданной скоростьЮ. Возникающие силы трения деформируют вал, что фиксируется датчиками 8. По разности сигналов с этих датчиков определяется момент трения в испытуемых парах..
Технико-экономический эффект применения устройства заключается в по- QQ вышении точности измерения параметров трения при облучении расширения диапазона нагрузок на пару трения.Точность повышается за счет того,что все испытуемые пары имеют открытые поверхности,обращенные к источнику облучения.Диапазон нагрузок расширяет- ся за счет того, что нагружаются пары трения по замкнутой схеме и эта нагрузка не передается на опорные подшипники.
Устройство для испытания подшипников скольжения, содержащее вал для установки испытуемых подшипников в виде вкладышей, нагружающее устройство и источник облучения, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения коэффициента трения при облучении и расширения диапазона нагрузок на пару трения, устройство снабжено двумя рычагами, шарнирно соединенными между собой, охватывающими вал с противоположных сторон и имеющими выемки для испытуемых вкладышей подшип» ника, выполненных с одинаковым коэффициентом перекрытия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Крагельский И.В. и др. Трение и износ в вакууме. М., "Машиностроение, 1973, с. 92-94, рис. 17,18.