Батометр

Иллюстрации

Батометр (патент 898281)
Батометр (патент 898281)
Батометр (патент 898281)
Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистическиз

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рв898281 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 070380 (21) 2851211/23-26 с присоединением заявки ¹ (23) ПриоритетОпубликовано 15.0132. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 150182

51 М Кп з а oi Н 1/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 543.053 (088. 8) Ю.А. Лобков, P.A. Абасов и Т.Э. Имамалиев

1 (72) Авторы изобретения

Специальное конструкторское бюро геофи4ического приборостроения научного центра Геофит)эика

АН Азербайджанской CCP

« --» (71) Заявитель (54) БАТОМКТР

Изобретение относится к устройствам для проведения гидрогеологических исследований, в частности к приборам для отбора герметичных проб воды с заданных глубин.

Известен батометр, содержащий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины (1).

Недостатками данного батометра являются громоздкость и сложность устройства и относительно невысокая надежность устройства в целом.

Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является батометр, содержащий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной f2).

Недостатком этого батометра является невысокая достоверность определения глубины вследствие того, что датчик давления нагружен дополнительным усилием, необходимым для срабатывания спускового механизма.

Цель изобретения — повышение достоверности регистрации глубины отбора пробы.

Укаэанная цель достигается тем, что в батометре, включающем пробоэаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной, датчик глубины снабжен механизмом фиксации, двумя дисками, размещенными на оси и соединенными между собой пружиной, 5 и установлен на боковой стороне корпуса, а механизм фиксации выполнен в виде рычага с тормозными колодками, подпружиненной тяги и чеки и соединен с пробозаборным тубусом, а пружина выполнена трубчатой, герметичной, многовитковой при этом целесообразно пружину заполнить газом при давлении выше атмосферного, рычаг выполнить разноплечим и подпружиненным, а пружины расположить под тормозным колодками. Целесообразно диски выполнять с одинаковыми диаметрами, а отверстие под ось вращения рычага выполнено в виде овала.

На фиг. 1 представлен батометр, общий вид; на фиг. 2 — датчик глубины, разрез.

Батометр содержит корпус 1,пробоэаборные тубусы 2 и 3, датчики глубины 4 и посыльный груз 5. Поворот пробоэаборных тубусов осуществляется вокруг осей б и 7. Герметизация тубусов осуществляется с помощью верхних 8 и 9 и нижних 10 и 11 герметизи,рующих узлов. На одном из тубусов в точке 12 закреплен спусковой тро898281 сик 13. В верхней части корпуса помещен боек 14 спускового механизма батометра. Спуск батометра осуществляется на несущем тросе 15. На боковой стенке корпуса установлена ось 16, на которой размещены два свободно вращающихся диска 17 и 18, соединенных между собой многовитковой трубчатой пружиной 19. Механизм фиксации состоит из рычага 20 с овальным отверстием под ось с тормозными колодками 21 и ?2, подпружиненной тяги 23 с пружиной 24 и чеки 25. С обеих сторон рычага под тормозными колодками расположены пружины 26 и 27. Весь механизм закрыт прозрачным охранным кожухом 28, на боковой стороне которого имеется прорезь 29 для осуществления установки нуля, а в верхней части — шкала 30. На диске 18 нанесена указательная стрелка 31.

Устройство работает следующим образом.

Батометр подвешивается на тросе

15, после чего пробоэаборные тубусы

2 и 3 устанавливаются в исходном вертикальном положении и фиксируются спусковым механизмом. Затем тяга 23 переводится в верхнее положение и стопорится чекой 25, которая с помощью спускового тросика 13 связана с пробозаборным тубусом 3. При этом тормозная колодка 21 под действием пружины 27 прижимается к диску 17 и фиксирует его в произвольном положении. Диск 18 оказывается расторможенным и.удерживается только за счет связи с диском 17 через многовитковую трубчатую пружину 19.После этого через прорезь 29 в кожухе 28 совмещают стрелку 31 на диске 18 с нулевой отметкой шкалы 30. Батометр готов к спуску.

В процессе спуска батометра диск

18 поворачивается относительно диска 17 на угол, пропорциональный величине гидростатического давления и глубине погружения батометра. При достижении батометром определенной глубины с поверхности посылают посыльный груз 5 по тросу 15, который .ударяет по бойку 14. При этом срабатывает спусковой механизм и пробозаборные тубусы 2 и 3 поворачиваются вокруг осей 6 и 7 до входа в герметизирующие узлы 8-11. При повороте тубуса 3 с помощью тросика 13 выдергивается чека 25, освобождая тягу 23, которая переходит в крайнее нижнее положение под действием пружины 24, а рычаг 20 поворачивается по часовой стрелке. При повороте рычага диск

18 стопорится тягой 23, а диск 17 растормаживается.

В процессе подъема батометра диск

18 остается заторможенным, сохраняя результат измерения глубины отбора пробы, а диск 17 - расторможен и компенсирует напряжения, возникающие в многовитковой трубчатой пружине 19.

Экономический эффект от применения изобретения заключается в упрощении конструкции и повышении точЯ ности измерения глубины отбора пробы.

Формула изобретения щ 1. Батометр, включающий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной, отличающийся тем, что с

I целью повышения достоверности регистрации глубины отбора пробы датчик глубины снабжен механизмом фиксации, двумя дисками, размещенными на оси и соединенными между собой пружиной, и установлен на боковой стороне корпуса, механизм фиксации выполнен в

Зо виде рычага с тормозными колодками, подпружиненной тяги и чеки и соединен с пробоэаборным тубусом, пружина выполнена трубчатой, герметичной, многовитковой.

35 2. Батометр по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что пружина заполнена газом при давлении выше атмосферного.

3. Батометр по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что рычаг выполнен раэноплечим и подпружиненным, а пружина расположены под тормозными колодками.

4. Батометр по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что диски выполнены с одинаковыми диаметрами.

5. Батометр по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что отверстие под ось вращения рычага выполнено в виде овала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 634151, кл. G N 1/10, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

55 Р 146094, кл. G N 1/10, 1961.