Источник поперечных сейсмических волн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Соцналнстнческнл
Реслублнк ()898362 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05. 04. 78 (21) 2600192/18-25 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет-Опубликовано 15.01 82. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 15.01.82 (5t)M. Кд.
С 01 V I /02
3Ъеударстеанннй комитет
СССР ао делам иэабретений и открытий (53) УДК550.834
1088. 8) Л. И. Иванов, А. С. Шагинян, А. Г. Асан-Джалалов и А. И. Бугаец
i (72) Авторы изобретения
)-,:: и 4 1
Р . i i :,!:i!-,т (ъ
1 "1
1 I; t(1; н <,. т ".;,1:t
Специальное конструкторское бюро с смической техники
611ь ."» " " (7!) Заявитель (54) ИСТОЧНИК ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для возбуждения поперечных сейсмических волн и может быть использовано при проведении сейсмораэведочных работ на нефть и газ.
Известно устройство для возбуждения поперечных сейсмических волн, содержащее опорную плиту с клиньями, с улучшенным креплением и источник переменной горизонтальной силы. Плита в этом устройстве устанавливается на двух стойках, которые могут перемещаться по вертикали, прижимая ее к грунту или приподнимая над ним. При возникновении дополнительных сил, действующих на одну из стоек, они через цепной привод создают момент на оси вала, который передается на другую стойку и уравновешивается « (1 3.
Из ве ст но также устройство для возбуждения поперечных волн, где для выбора зазоров между клиньями и з емле и в процес с е излуч ения используется статическое нагружение опорной плиты частью веса транспортного средства. В этой конструкции вес транспортного средства прикладывается к опорной плите через устройство статического нагружения, содержащее цилиндры и колонны, причем между колоннами и опорной плитой установлены пневмоопоры для изоляции транспортного средства от вибраций. Для предотвращения
10 поперечного сползания транспортного средства относительно опорной плиты между плитой и колоннами установлены горизонтальные пружины (2 j.
Однако при установке плиты на на15 клонную поверхность или смещении центра тяжести источника пружины сжима- ются до предела и практически вся горизонтальная вибрация плиты передается на транспортное средство, что
20 приводит к искажению сигнала, передаваемого в грунт, и выходу из строя элементов источника. Кроме того, невозможна работа устройства на наклоя898362 ных поверхностях и передач вибрации на транспортные средства.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является источник поперечных сейсмических волн, состоящий из опорной плиты с клиньями, управляемого источника горизонтальной силы, транспортного средства, устройства статического нагружения опорной плиты частью веса транспорт- 1 ного средства, состоящего из одной или нескольких пар колонн, имеющих возможность вертикального движения в направляющих, жестко закрепленных на транспортном средстве, гидроцилинд15 ров и траверсы, соединяющей колонны.
Реактивная масса с гидравлическим приводом смонтирована в верхней части плиты между опорами, причем плита прижимается весом транспортирующего автомобиля. Вес транспортного средства передается через колонны и пневмоопору на линейный подшипник, закрепленный на опорной плите, и позволяющий в определенных пределах отно- уу сительное смещение транспортного средства и нижней части пневмоопоры(3), Однако при этом на транспортное средство через пружины передается значительная поперечная вибрация и щ не обеспечивается возможность работы на неровной поверхности земли. Кроме того, невозможна работа на наклонных поверхностях земли, при неоднородной структуре почвы и отмечается значительная передача вибраций на транспортное средство, что ухудшает условия работы обслуживающего персонала и снижает надежность источника, Цель изобретения — повышение надеж40 ности и обеспечение работы на неровной местности.
Поставленная цель достигается тем, что траверса снабжена валом, на котором шарнирно установлен маятник, связанный через пневмоопоры с опорнои глитой, при этом опорная плита и маятник в горизонтальной плоскости шарнирно связаны жесткими тягами.
Кроме того, траверса жестко связана с валом выше центра тяжести источника так, что ось вала и центр тяжести лежат в одной вертикальной плоскости; маятник связан с валом шарниром, обеспечивающим свободное вращение маятника относительно вала.
На чертеже показан источник попе речных сейсмических воли.
Источник содержит опорную плиту 1у жестко связанную с клиньями 2 и источником 3 горизонтальной силы, маятник 4, свободно подвешенный к валу 5, жестко связанному с траверсой 6. Между маятником 4 и опорной плитой 1 установлены пневмоопоры 7. Маятник
4 и опорная плита 1 соединены шарнирно тягами 8 и жесткими связями 9. К траверсе 6 прикреплены жестко колонны 1О, проходящие через направляющие втулки 11, жестко связанные с транспортным средством 12. На траверсе
6 установлены гидроцилиндры 13 подьема, связанные с транспортным средстjaoM 12.
Устройство работает следующим образом.
Для проведения источника из транспортного в рабочее положение масло иэ гидросистемы подается в нижнюю полость цилиндра 13. При этом опускается траверса 6, маятник 4 и связанная с ним опорная плита 1 с клиньями 2. После достижения клиньями 2 поверхности земли, цилиндры поднимают транспортное средство 12, статически нагружая опорную плиту 1 и клинья 2. При этом, если поверхность земли имеет наклон, или клинья 2 внедняются. в землю неравномерно из-за неоднородности почвы, то транспортное средство 12 поворачивается вместе с траверсой 6 и валом 5 относительно маятника 4 и опорной плиты 1 до устойчивого положения.
При этом горизонтальная составляющая веса транспортного средства передается через маятник и тяги 8 на опорную плиту, Таким образом, обеспечивается устойчивое положение транспортного средства при работе источника на наклонной поверхности земли и при неоднородной почве. Гибкие связи 9 служат для подъема опорной плиты в транспортное положение.
При воздействии на плиту 1 и клинья 2.переменного горизонтального усилия со стороны источника 3 силы, плита 1 совершает колебания в горизонтальном направлении, возбуждая в земле поперечные волны. При движении плита 1 через тягу 8 приводит в движение маятник 4, который при этом поворачивается относительно вала 5.
Таким образом, кинематические связи опорной плиты 1 и транспортного средства 12 через тягу 8, маятник 4 и вал 5 обеспечивают преобразованИе
5 8983 горизонтальных колебаний плиты 1 в колебательное качание маятника 4 относительно вала 5. Так как маятник
4 обладает способностью свободно вращаться относительно вала 5, то колебания плиты 1 не передаются на вал 5 и транспортное средство 12.
Предлагаемый источник обеспечивает устойчивое положение вывешенного на опорной плите транспортного средства 1О и практически полную развязку его от поперечных вибраций. Это обуславлива" ет технико-экономический эффект от применения предлагаемого источника, который характеризуется сокращением 3$ времени и затрат на проведение полевых работ, гак как отпадает необходимость планировки профиля бульдозером; возможностью работы в холмистой местности, где нет воэможности выров- 20 нять профиль по горизонтали; повышением надежности всех узлов источника, включая транспортное средство, из-за значительного (в 7-10 раз) снижения уровня вибраций; улучшением условий 2$ труда обслуживающего персонала.
62 Ь транспортного средства „состоящего из одной или нескольких пар колонн, имеющих возможность вертикального движения в направляющих, жестко закрепленных на транспортном средстве, гидроцилиндров и траверсы, соединяющей колонны, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения работы на неровной местности, траверса снабжена валом, на котором шарнирно установлен маятник, связанный через пневмоопоры,с опорной плитой, при этом опорная плита и маятник в горизонтальной плоскости шарнирно связаны жесткими тягами.
2. Источник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что траверса жестко связана с валом выше центра тяжести источника так, что ось вала и центр тяжести лежат в одной вертикальной плоскости.
3. Источник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что маятник связан с валом шарниром, обеспечивающим свободное вращение маятника относительно вала.
Формула изобретения
I. Источник поперечных сейсмических волн, состоящий из опорной плиты с клиньями, управляемого источника горизонтальной силы, транспортного средства, устройства статического нагружения опорной плиты частью веса
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Патент США М 3.929.206, кл. 181-5, опублик. 1975.
2. Патент США М 3.159.233, кл. 181-5, опублик. 1962.
3. Патент CIIIA N 3.205.971, кл. 181-5, опублик. 1965 (прототип).
898362
Заказ 11942/62
Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Л. Солодилов
Редактор И. Касарда Техред.А.Бабинец: Корректор Н. Стец
° В