Источник поперечных сейсмических волн

Иллюстрации

Источник поперечных сейсмических волн (патент 898362)
Источник поперечных сейсмических волн (патент 898362)
Источник поперечных сейсмических волн (патент 898362)
Источник поперечных сейсмических волн (патент 898362)
Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Соцналнстнческнл

Реслублнк ()898362 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05. 04. 78 (21) 2600192/18-25 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет-Опубликовано 15.01 82. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 15.01.82 (5t)M. Кд.

С 01 V I /02

3Ъеударстеанннй комитет

СССР ао делам иэабретений и открытий (53) УДК550.834

1088. 8) Л. И. Иванов, А. С. Шагинян, А. Г. Асан-Джалалов и А. И. Бугаец

i (72) Авторы изобретения

)-,:: и 4 1

Р . i i :,!:i!-,т (ъ

1 "1

1 I; t(1; н <,. т ".;,1:t

Специальное конструкторское бюро с смической техники

611ь ."» " " (7!) Заявитель (54) ИСТОЧНИК ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для возбуждения поперечных сейсмических волн и может быть использовано при проведении сейсмораэведочных работ на нефть и газ.

Известно устройство для возбуждения поперечных сейсмических волн, содержащее опорную плиту с клиньями, с улучшенным креплением и источник переменной горизонтальной силы. Плита в этом устройстве устанавливается на двух стойках, которые могут перемещаться по вертикали, прижимая ее к грунту или приподнимая над ним. При возникновении дополнительных сил, действующих на одну из стоек, они через цепной привод создают момент на оси вала, который передается на другую стойку и уравновешивается « (1 3.

Из ве ст но также устройство для возбуждения поперечных волн, где для выбора зазоров между клиньями и з емле и в процес с е излуч ения используется статическое нагружение опорной плиты частью веса транспортного средства. В этой конструкции вес транспортного средства прикладывается к опорной плите через устройство статического нагружения, содержащее цилиндры и колонны, причем между колоннами и опорной плитой установлены пневмоопоры для изоляции транспортного средства от вибраций. Для предотвращения

10 поперечного сползания транспортного средства относительно опорной плиты между плитой и колоннами установлены горизонтальные пружины (2 j.

Однако при установке плиты на на15 клонную поверхность или смещении центра тяжести источника пружины сжима- ются до предела и практически вся горизонтальная вибрация плиты передается на транспортное средство, что

20 приводит к искажению сигнала, передаваемого в грунт, и выходу из строя элементов источника. Кроме того, невозможна работа устройства на наклоя898362 ных поверхностях и передач вибрации на транспортные средства.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является источник поперечных сейсмических волн, состоящий из опорной плиты с клиньями, управляемого источника горизонтальной силы, транспортного средства, устройства статического нагружения опорной плиты частью веса транспорт- 1 ного средства, состоящего из одной или нескольких пар колонн, имеющих возможность вертикального движения в направляющих, жестко закрепленных на транспортном средстве, гидроцилинд15 ров и траверсы, соединяющей колонны.

Реактивная масса с гидравлическим приводом смонтирована в верхней части плиты между опорами, причем плита прижимается весом транспортирующего автомобиля. Вес транспортного средства передается через колонны и пневмоопору на линейный подшипник, закрепленный на опорной плите, и позволяющий в определенных пределах отно- уу сительное смещение транспортного средства и нижней части пневмоопоры(3), Однако при этом на транспортное средство через пружины передается значительная поперечная вибрация и щ не обеспечивается возможность работы на неровной поверхности земли. Кроме того, невозможна работа на наклонных поверхностях земли, при неоднородной структуре почвы и отмечается значительная передача вибраций на транспортное средство, что ухудшает условия работы обслуживающего персонала и снижает надежность источника, Цель изобретения — повышение надеж40 ности и обеспечение работы на неровной местности.

Поставленная цель достигается тем, что траверса снабжена валом, на котором шарнирно установлен маятник, связанный через пневмоопоры с опорнои глитой, при этом опорная плита и маятник в горизонтальной плоскости шарнирно связаны жесткими тягами.

Кроме того, траверса жестко связана с валом выше центра тяжести источника так, что ось вала и центр тяжести лежат в одной вертикальной плоскости; маятник связан с валом шарниром, обеспечивающим свободное вращение маятника относительно вала.

На чертеже показан источник попе речных сейсмических воли.

Источник содержит опорную плиту 1у жестко связанную с клиньями 2 и источником 3 горизонтальной силы, маятник 4, свободно подвешенный к валу 5, жестко связанному с траверсой 6. Между маятником 4 и опорной плитой 1 установлены пневмоопоры 7. Маятник

4 и опорная плита 1 соединены шарнирно тягами 8 и жесткими связями 9. К траверсе 6 прикреплены жестко колонны 1О, проходящие через направляющие втулки 11, жестко связанные с транспортным средством 12. На траверсе

6 установлены гидроцилиндры 13 подьема, связанные с транспортным средстjaoM 12.

Устройство работает следующим образом.

Для проведения источника из транспортного в рабочее положение масло иэ гидросистемы подается в нижнюю полость цилиндра 13. При этом опускается траверса 6, маятник 4 и связанная с ним опорная плита 1 с клиньями 2. После достижения клиньями 2 поверхности земли, цилиндры поднимают транспортное средство 12, статически нагружая опорную плиту 1 и клинья 2. При этом, если поверхность земли имеет наклон, или клинья 2 внедняются. в землю неравномерно из-за неоднородности почвы, то транспортное средство 12 поворачивается вместе с траверсой 6 и валом 5 относительно маятника 4 и опорной плиты 1 до устойчивого положения.

При этом горизонтальная составляющая веса транспортного средства передается через маятник и тяги 8 на опорную плиту, Таким образом, обеспечивается устойчивое положение транспортного средства при работе источника на наклонной поверхности земли и при неоднородной почве. Гибкие связи 9 служат для подъема опорной плиты в транспортное положение.

При воздействии на плиту 1 и клинья 2.переменного горизонтального усилия со стороны источника 3 силы, плита 1 совершает колебания в горизонтальном направлении, возбуждая в земле поперечные волны. При движении плита 1 через тягу 8 приводит в движение маятник 4, который при этом поворачивается относительно вала 5.

Таким образом, кинематические связи опорной плиты 1 и транспортного средства 12 через тягу 8, маятник 4 и вал 5 обеспечивают преобразованИе

5 8983 горизонтальных колебаний плиты 1 в колебательное качание маятника 4 относительно вала 5. Так как маятник

4 обладает способностью свободно вращаться относительно вала 5, то колебания плиты 1 не передаются на вал 5 и транспортное средство 12.

Предлагаемый источник обеспечивает устойчивое положение вывешенного на опорной плите транспортного средства 1О и практически полную развязку его от поперечных вибраций. Это обуславлива" ет технико-экономический эффект от применения предлагаемого источника, который характеризуется сокращением 3$ времени и затрат на проведение полевых работ, гак как отпадает необходимость планировки профиля бульдозером; возможностью работы в холмистой местности, где нет воэможности выров- 20 нять профиль по горизонтали; повышением надежности всех узлов источника, включая транспортное средство, из-за значительного (в 7-10 раз) снижения уровня вибраций; улучшением условий 2$ труда обслуживающего персонала.

62 Ь транспортного средства „состоящего из одной или нескольких пар колонн, имеющих возможность вертикального движения в направляющих, жестко закрепленных на транспортном средстве, гидроцилиндров и траверсы, соединяющей колонны, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения работы на неровной местности, траверса снабжена валом, на котором шарнирно установлен маятник, связанный через пневмоопоры,с опорной плитой, при этом опорная плита и маятник в горизонтальной плоскости шарнирно связаны жесткими тягами.

2. Источник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что траверса жестко связана с валом выше центра тяжести источника так, что ось вала и центр тяжести лежат в одной вертикальной плоскости.

3. Источник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что маятник связан с валом шарниром, обеспечивающим свободное вращение маятника относительно вала.

Формула изобретения

I. Источник поперечных сейсмических волн, состоящий из опорной плиты с клиньями, управляемого источника горизонтальной силы, транспортного средства, устройства статического нагружения опорной плиты частью веса

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент США М 3.929.206, кл. 181-5, опублик. 1975.

2. Патент США М 3.159.233, кл. 181-5, опублик. 1962.

3. Патент CIIIA N 3.205.971, кл. 181-5, опублик. 1965 (прототип).

898362

Заказ 11942/62

Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л. Солодилов

Редактор И. Касарда Техред.А.Бабинец: Корректор Н. Стец

° В