Массивный полюс ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и)898555
Союэ Советскик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свиа-ву(22)Заявлено 260380 (21) 2899497/24-07 с присоединением заявки №(23) Приоритет
Опубликовано 150182. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 150132 (51)M. Кл.
Н 02 К 1/24
Гооударствсииый комитет
СССР по делам изоорвтеиий и открытий с (53) УДК 621. 313. .713(088.8) (72) Авторы изобретения
Л.А. Суханов, P.Х. Сафиуллина и Ф.P. (71) Заявитель (54) МАССИВНЫЙ ПОЛЮС РОТОРА
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано преимущественно в синхронных компенсаторах, высокоскоростных гидрогенераторах и двигателях с массивными полюсами ротора.
Известен массивный полюс ротора,. применяемый, например, для синхронных компенсаторов, гидрогенераторов и электродвигателей, у которых для удержания лобовых частей катушек возбуждения выполняются козырьки за одно целое с сердечником полюса 11 ).
Недостатком конструкции являются значительные потери и нагрев поверхности ротора в асинхронных режимах.
Наиболее близким к предлагаемому является массивный полюс ротора, состоящий из сердечника с козырьком в торце, сегмента и катушки возбуждения. Наличие сегментов снижает потери и нагрев поверхности ротора 2 1.
Однако аксиальная длина ротора между козырьками при этом велика
2 (он имеет длину, большую чем длина сердечника статора) . Это вызывает повышенный нагрев крайних пакетов сердечника статора от индуктированных токов в зоне лобовых частей обмотки.
Целью изобретения является повышение надежности работы ротора.
Указанная цель достигается тем, что сердечник и козырек массивного полюса ротора выполнены в виде от1О дельных деталеи, козырек выполнен из немагнитного материала, а сегмент помещен между торцовыми поверхностями < сердечника и козырька.
На чертеже показан предлагаемый
15 полюс ротора, продольный разрез.
Козырек 1, выполненный в виде от-. дельной детали из немагнитного материала (например сталь, чугун), удержива20 ется на торцовой поверхности сердечника полюса 2 при помощи болта 3 и нижнего зуба козырька 4. Торцы сердечников полюсов и сердечника статора 5 в зоне воздушного зазора машины совпадают. Козыъ
3 89855 рек удерживает катушку возбуждения 6; от перемещения в радиальном направлении под действием центробежных сил.
Медный сегмент .7 помещен между сердечником и козырьком и прижат болтом
8 к поверхности сердечника полюса.
При этом разгружается консольная часть козырька от.действия центробеж ных сил, создаваемых массой сегмента.
Соединение сегментов соседних полю- 10 сов выполнеется межполюсными перемычками общепринятой конструкции. Головки болтов 3 и 8 утоплены в цилиндри- ческие выемки в телах козырька и cer- o мента. 15
Вихревые токи, индуктируемые на поверхности массивного полюса, замы-! каются через сегмент, прижатый к торцовой поверяности nocteea болтами.
Магнитный поток в торцовой зоне сер" рв дечника статора в значительной степени ослабляется в связи с немагнитными свойствами материала козырька.
Предлагаемая конструкция повышает надежность электрических машин с мас. 25 сивными полюсами ротора и расширяет диапазон выработки реактивной мощности. При этом обеспечивается снижение
5 4 дополнительных потерь и нагревов в крайних пакетах сердечника статора и стержнях обмотки.
Формула изобретения
Массивный полюс ротора, состоящий из сердечника с козырьком в торце, сегмента и катушки возбуждения, о тли чающийсятем, что, сцелью йовышения надежности, сердечник и козырек выполнены в виде отдельных деталей, козырек выполнен из немагнитного материала, а сегмент помещен между торцовыми поверхностями сердечника и козырька.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Абрамов А.И., Иванов-Смоленский А.В. Проектирование.гидрогенераторов и синхронных компенсаторов, М., "Высшая школа", 1978, с.123, 125.
2. Гольдберг, С. И. и др. Синхронные компенсаторы. Вопросы проектирования, монтажа и эксплуатации, М., "Энерпм", 1969, с. 124.