Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
В.Н. Клычков, Н.Н. Прихода, В.Г. Смаль и А.И.
Яковлев., 1
1
Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (7!) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электро ашиностроению, в частности, к конструкции статора электрической машины.
Известен статар, содержащий магнитопроводод, обмотку, расположенную в пазах магнитопровода, крепящуюся посредством клина, имеющего продольный паз, заполненный ферромагнитной массой (1 1.
Недостатком такого статора является малая надежность крепления обмотки из-за усыхания основы клина.
Наиболее близким к предлагаемому является статор электрической машины, 15 содержащий магнитопровод, обмотку, закрепленную в пазах магнитопровода посредством клиньев, выполненных на магнитодиэлектрической основе и имеющих продольный паз t 2 .
Недостатком констукции является изменение размеров клиньев и вследствие этого ненадежность крепления обмотки статора. цель изобретения — повышение надеж ности крепления обмотки с та тора.
Указанная цель достигается тем, что клинья армированы металлическими прутками, торцовые поверхности которых выполнены сопряженными со станками пазов магнитопровода, и пазы клиньев заполнены немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом.
Указанные прутки расположены с зазором относительно друг друга и выполнены в виде отдельных частей, между которыми расположены упомянутые продольные пазы.
На фиг. 1 показана часть статора, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, после усыхания основы клина.
Статбр электрической машины содержит магнитопровод 1, в пазах 2 которого расположена обмотка 3, укрепленная посредством клиньев 4, выполненных на магнитодиэлектрической основе.
Клинья 4 имеют продольные пазы 5, за89855
Формула изобретения полненные немагнитным материалом, например напрягающим цементом, и армированы металлическими прутками 6, расположенными вдоль всего клина в поперечной плоскости с зазором относительно друг друга.
Армирующие прутки 6 могут быть размещены в один или несколько рядов и своими торцовыми поверхностями сопряжены со стенками пазов 2 магнито- 1в провода. Соотношение глубины пазов 5 клиньев и глубины размещения прутков
6 в клиньях 4 может быть больше или равно единице.
В процессе работы машины в случае усыхания магнитодиэлек трич еской осно— вы клина армирующие прутки 6, оставаясь сопряженными со стенками пазов магнитопровода, не нарушают надежности крепления обмотки 3 клиньями 4.
Пазы 5, пересекая армирующие прутки 6, разделяют их на части 7 и 8.
Заполнение пазов 5 немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом, не позволяет перемещаться частям прутков при усыхании основы клиньев 4 и нарушать надежность крепления обмотки статора в пазах магнитопровода.
1. Статор электрической машины, содержащий магнитопровод, обмотку, 9 4 закрепленную в пазах магнитопровода посредством клиньев, выполненных на магнитодиэлектрической основе и имеющих продольные пазы, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности крепления, клинья армированы металлическими прутками, торцовые поверхности которых выполнены сопряженными со стенками пазов, и упомянутые пазы клиньев заполнены немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом.
2. Статор по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что указанные прутки расположены с зазором относитель— но друг друга.
3. Статор по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что металлические прутки выпОлнены в виде относительных частей, между которыми расположены упомянутые продольные пазы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
В 411575, кл. H 02 К 3/48, 1977.
2. Исследование, разработка и внедрение ма гни тоди элек трик ов в эле к тропромышленности. Материалы всесоюзной научно-технической конференции.
Харьков, 1974, с. 76-79.