Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

В.Н. Клычков, Н.Н. Прихода, В.Г. Смаль и А.И.

Яковлев., 1

1

Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (7!) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электро ашиностроению, в частности, к конструкции статора электрической машины.

Известен статар, содержащий магнитопроводод, обмотку, расположенную в пазах магнитопровода, крепящуюся посредством клина, имеющего продольный паз, заполненный ферромагнитной массой (1 1.

Недостатком такого статора является малая надежность крепления обмотки из-за усыхания основы клина.

Наиболее близким к предлагаемому является статор электрической машины, 15 содержащий магнитопровод, обмотку, закрепленную в пазах магнитопровода посредством клиньев, выполненных на магнитодиэлектрической основе и имеющих продольный паз t 2 .

Недостатком констукции является изменение размеров клиньев и вследствие этого ненадежность крепления обмотки статора. цель изобретения — повышение надеж ности крепления обмотки с та тора.

Указанная цель достигается тем, что клинья армированы металлическими прутками, торцовые поверхности которых выполнены сопряженными со станками пазов магнитопровода, и пазы клиньев заполнены немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом.

Указанные прутки расположены с зазором относительно друг друга и выполнены в виде отдельных частей, между которыми расположены упомянутые продольные пазы.

На фиг. 1 показана часть статора, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, после усыхания основы клина.

Статбр электрической машины содержит магнитопровод 1, в пазах 2 которого расположена обмотка 3, укрепленная посредством клиньев 4, выполненных на магнитодиэлектрической основе.

Клинья 4 имеют продольные пазы 5, за89855

Формула изобретения полненные немагнитным материалом, например напрягающим цементом, и армированы металлическими прутками 6, расположенными вдоль всего клина в поперечной плоскости с зазором относительно друг друга.

Армирующие прутки 6 могут быть размещены в один или несколько рядов и своими торцовыми поверхностями сопряжены со стенками пазов 2 магнито- 1в провода. Соотношение глубины пазов 5 клиньев и глубины размещения прутков

6 в клиньях 4 может быть больше или равно единице.

В процессе работы машины в случае усыхания магнитодиэлек трич еской осно— вы клина армирующие прутки 6, оставаясь сопряженными со стенками пазов магнитопровода, не нарушают надежности крепления обмотки 3 клиньями 4.

Пазы 5, пересекая армирующие прутки 6, разделяют их на части 7 и 8.

Заполнение пазов 5 немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом, не позволяет перемещаться частям прутков при усыхании основы клиньев 4 и нарушать надежность крепления обмотки статора в пазах магнитопровода.

1. Статор электрической машины, содержащий магнитопровод, обмотку, 9 4 закрепленную в пазах магнитопровода посредством клиньев, выполненных на магнитодиэлектрической основе и имеющих продольные пазы, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности крепления, клинья армированы металлическими прутками, торцовые поверхности которых выполнены сопряженными со стенками пазов, и упомянутые пазы клиньев заполнены немагнитным диэлектрическим материалом, например напрягающим цементом.

2. Статор по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что указанные прутки расположены с зазором относитель— но друг друга.

3. Статор по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что металлические прутки выпОлнены в виде относительных частей, между которыми расположены упомянутые продольные пазы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 411575, кл. H 02 К 3/48, 1977.

2. Исследование, разработка и внедрение ма гни тоди элек трик ов в эле к тропромышленности. Материалы всесоюзной научно-технической конференции.

Харьков, 1974, с. 76-79.