Способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социапистнческиа
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()899323 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 28.05.80 (21) 2931854/25 27 с присоединением заявки М 51)М. Кл.
В 23 Р 11/02
ВЬеударстынный квинтет (23) Приоритет ио делам изобретений н открытий
Опубликовано 23.01.82. Бюллетень М 3
Дата опубликования описания 23.01.82 (53 ) УД К 658.ß 5 (088. Я) А. А. Зуев, В. Г. Цыплаков, О. Г. Цыплаков, В. П. Соколов, М. К. Лиленко, А. П. Михайлов и А. В. Поляченко
/ !
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамеии-, сельскохоэяйственный институт (72) Авторы изобретеиии (7l) Заянитель (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ
Изобретение относится к области способов восстановления внутренних цнлиндрических поверхностей при ремонте машин и сельскохозяйственной техники н может быть испольэовано и в других отраслях народного хозяйства.
Известен способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей, заключающийся в том, что иа поверхность предварительно расточенного отверстия и наружную поверхность тонкостенного вкладыша, наносят клеевой состав, устанавливают тонкостенный вкладыш в указанное отверстие путем эаирессовки его (1) .
Однако известный способ не обеспечивает достаточного качества восстанавливаемой поверхности.
Цель изобретения — повышение качества восстанавливаемой поверхности.
Поставленная цель достигается согласно способу восстановления внутренних цилиицри
I ческих поверхностеи, заключающемуся в том, что на поверхность предварительно расточенного отверстия и наружную поверхность тонкостенного вкладыша наносят клеевой состав, устанавливают тонкостенный вкладыш в указанное отверстие путем эапрессовки его u подчергают окончательной обработкепредварительную расточку восстанавливаемой поверхности ведут со смещенной осью относительно его геометрической оси отверстия, устанавливаемыи
:тонкостенный вкладыш выполняют в1виде двух кольцевых секторов, сопрягающихся по скошенным стыкам, запрессовку произфодят путем установки в отверстия сначала одного кольцевого сектора, а затем другого, nepwe щая его по их клиновым стыкам до выбора радиального зазора между вкладьпцем и отверстием, а окончательную обработку вкладыша ведут путем расточки по геометрической оси отверстия таким образом, чтобы клиновые стыки кольцевых секторов располагались в образующейся при этом их утолщенной части, 26
На фиг. 1 показана схема установки сектоpos s ; на фиг. 2 вид запрессованного в отверстие вкладыша; на фиг. 3—, окончательная чистовая расточка эапрессовоч899323
55 ного вкладыша; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез А — А на фиг. 2.
Восстанавливаемое отверстие предварительно растачивают в ремонтный размер со смещенной осью относительно геометрической оси отверстия. На расточенную поверхность отвер стия 1 и наружную поверхность кольцевых секторов 2 и 3 наносят клеевой слой, Концы стыка кольцевых секторов 2 и 3, представляющих тонкостенный вкладыш, выполнены косыми относительно образующей вкладьшта, т.е. под утлом, образуя клиновидную форму вкладыша, причем длина образующей поверхности кольцевого сектора 2 более 3/4 длины окружности восстанавливаемого отверстия, а кольцевого сектора 3 менее
1/4 длины окружности восстанавливаемого отверстия.
Запрессовку ведут следующим образом.
Сначала в расточенное отверстие 1 устанав. ливают кольцевой сектор 2 с большей длиной окружности, а затем вводят кольцевой сектор 3 с меньшей длиной окружности до соприкосновения по контактируемым клинбвым стыкам, перемещаясь по которым кольцевые секторы уменьшаю. радиальный зазор вкладыша с отверстием и создают натяг.
После запрессовки вкладыша в отверстии производят окончательную обработку вкладыша I
1 путем расточки по геометрической оси: отверстия, при этом создают воэможность расположения клиновых стыков в утолщенной части составного вкладыша, которая образуется при окончательной расточке.
Пример конкретного исполнения восстановления подшипниковых отверстий корпуса. трансмиссии трактора PT — 75 приведен на фиг. 1, где клиновые вкладыши 2 и 3 изготавливались из стальной полосы. Концы полос обрабатывались в продольном направлении под углом к образующей цилиндра ч =2 — 10 в зависимости от ее ширины. Суммарную длину двух частей полос доводили равной длине
Окружности восстанавливаемого подшипникового отверстия 1 корпуса. После подготовки полос, их сворачивали в кольцевые секторы
2 и 3, которые имели форму клиновидного вкладыша, и один иэ них вставляли в предварительно расточенное отверстие 1. Затем вводили второй вкладыш (причем вкладыши располагали в отверстии навстречу друг другу малыми длинами дуг) и производили его осевую эапрессовку относительно ранее установленного. Так как в первоначальный момент эапрессовки. клиновые вкладыши стыковались по малым длинам дуг, то полученное кольцо имело наружный диаметр меньший диаметуа восстанавливаемого отверстия, образуя зазор в сопряжении кольцо-отверстие. При
4 рльнейн1ей эапрессовке клиновые вкладыши, перемещаясь относительно друг друга по клиновым стыкам, увеличивали диаметр кольца, выбирая зазор, за счет их радиального смещения Ч, и Ч,. При достижении беззазорного сопряжения дальнейшая запрессовка приводила к созданию натяга в сопряжении, тем самым надежно фиксируя кольцо в отверстии.
С целью уменьшения удельного давления в стыке за счет увеличения площади контакта концы полос в поперечном сечениз А — А выполнялись под углом 4 + < / f (g 7( если нет необходимости в уменьшении удельного давления, то а = 90 . Причем, в первом случае стык получался беззазорный, во втором с зазором по наружному диаметру кольца, Восстановление со смещением координаты оси предварительной расточки отверстия, т.е. предварительная расточка велась со смеще01 б2 нием координаты на величину =
2.
После запрессовки вкладышей производили черновую, а затем чистовую окончательную расточки, ло заданной техническими условиями координате. Таким образом, ось расточенного в составном кольце отверстия будет расположена эксцентрично относительно оси предварительного расточенного отверстия в корпусе детали, при этом стыки вкладышей располагали в утолщенной части составного кольца..
В результате использования предложенного изобретения в 6-8 раз снижаются затраты на технологическую оснастку, повышается надежность и ремонтоспособность узла, а также появляется возможность применения материалов в широком диапазоне механических свойств.
Формула изобретения
Способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей, заключающийся в том, что на поверхность предварительно расточенного отверстия и наружную поверхность тонкостенного вкладыша наносят клеевой состав, устанавливают тонкостенный вкладыш в указанное отверстие путем его запрессовки и подвергают вкладыш окончательной обработке, отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстанавливаемой поверхности, предварительную расточку восстанавливаемого отверстия ведут со смещенной осью относительно его геометрической оси, устанавливаемый тонкостенный вкладыш. выполняют в виде двух кольцевых секторов, сопрягающихся по скошенным стыкам, запрессовку производят путем устаИсточники . информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР У 626925, кл. В 23 P 11/00, 1977 (прототип) о-B
A-4 лоВернуто фиг. I
ВНИИПИ Заказ 12019/18
Тираж 1150 Подписное
Филиал .ППП "Патент", .ужгород, ул.Проектная, 4
Фиг. 5
5 899323 4 новки в отверстия сначала одного кольцевого! кольцевых секторов располагались в образуюсектора, а затем друтого, перемещая его по щейся при этом их утолщенной части. их клиновым стыкам до выбора радиального зазора между вкладышем и отверстием, а окончательную обработку вкладыша ведут путем расточки. по геометрической оси отверстия таким образом, чтобы клиновые стыки