Устройство для ограничения скорости шахтного подъемника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнх
Соцнапмстнчвсккх
Республнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>899447 (6l ) Дополнительное к авт. свкд-ву (22) Заявлено 25.03.80 (2l ) 2у 23д gy 03 (Sl)SL. Кд. (72) Авторы изобретения
Н. А. Шинкаренко, А. Ф. Новиков, А.А.Белоцерко
В. Н. Никитин и Н, Л. Беликов скии;. научно-исследовательский институт горйой
У механики им. М. М. Федорова (71) Заявитель
Всесоюзный (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ
ШАХТНОГО ПОДЬ ЕМНИКА
Изобретение относится к рудничному подъему и предназначено для защиты скиповых подъемных установок от опасного превышения скорости при движении груженого скила в шахту.
Известны устройства ограничения скорости, содержащие блок задания допустимой скорости блок измерения фактической скорости, блок сравнения заданной и фактической скоростей и исполнительное реле (1).
Недостатком известных ограничителей скорости является то, что они допускают движение груженого скила в шахту на максимальной скорости. Такой режим технологией работы скиповых установок не предусмотрен и является как правило, резулътатом ошибочных действий машиниста или неисправности комплекса разгрузки скила, и может повлечь за собой тяжелые аварии.
Известно также устройство для ограничения скоросл пгахтного подъемника, содержащее блок задания допустимой скорости, датчик фактической скорости, блок сравнения заданной и фактической скоростей и исполнительноц( реле И.
Недостатком данного устройства является использование датчика нагрузки, который изэа сложности схемы, а также технических трудностей, обусловленных разнообразием систем электропривода подъемных машин, еще не нашел применения в шахтном подъеме.
Цель изобретения — упрощение и повышение надежности устройства.
Цель достигается тем, что устройство снабжено двумя датчиками крайних положений подъемных сосудов, блоком памяти, блоком распознавания фактического направления движения и логическим блоком, причем датчики крайних положений подъемных сосудов соединены с установочными входами блока памяти, а выходы блока памяти и блока распознавания фактического направления движения соединены с входами логического блока, выход которого соединен с блоком задания величины допустимой скорости.
На чертеже представлена схема устройства.
899447
Устройство состоит из двух датчиков 1 и
2 крайних положений подъемных сосудов, блока Э памяти, блока 4 логики, блока 5 распознавания фактического направления движения, блока 6 задания величины допустимой 5 скорости, блока 7 сравнения заданной и фактической скоростей, датчика 8 фактической скорости и исполнительного реле 9.
Устройство работает следующим образом, По приходу подъемного сосуда (например,,>тевого в загрузочное устройство срабатывает датчик 1 крайнего положения и устанавливает блок 3 памяти (в качестве которого могут быть применены триггер, реле с магнитной памятью и т. и.) в такое положение, при котором на одном из его выходов (а — прямом) появляется сигнал, соответствующий логической единице (a=1), a на другом (а — инверсном) сигнал соответственно будет равен логическому нулю (а=О). Такое положение блока 3 памяти 20 будет сохраняться до конца цикла подъема груженого левого скила, т. е. до тех пор, пока правый скип не придет в загрузочное устройство и не сработает датчик 2 крайнего положения.
В качестве датчиков крайнего положения мож- >5 но использовать датчики стопорения сосудов (магнитные выключатели, концевые. выключатели на указателе глубины и т. и,), имеющиеся
„на подъемных установках. Блок 5 распозна-вания фактического направления движений 30 формирует сигналы направления движения машины.
В данном случае при движении левого скила вверх сигналы на его выходах будут соответственно b=l и b=O. При обратном движении наоборот: b=0, b=l.
В качестве блока 5, разпознавания фактического направления движения могут бь:ть использованы известные устройства, применяемые на подъемных установках (поляризованные реле, включенные на напряжение тахогенератора, элсктромеханические реле направления и т. и.).
Сигналы блока 3 памяти и блока 5 распознавания фактического направления движения подаются на выходы логического блока 4, реализующего следующую логическую функцию с = ab + ab, где с — сигнал выхода логического блока.
Логический блок 4 производит сравнение действительного направления движения подъемных сосудов с заданным (разрешенным для подъема груза), т. е, направлением зафиксированным блоком 5 памяти.
Логический блок 4 может быть реализован на любой известной элементной базе (транзисторные логические элементы, интегральные микросхемы, электромагнитные реле и т. п.)., При совпадении заданного и действительного направлений движения подъемных сосудов, т.е. при подъеме груза, на выходе логического блока 4 имеется сигнал (с=l), который под-ключает уставку r максимальной скорости в блоке 6, задания величины допустимой скорости. При ошибочном включении машины в направлении спуска груза (c=0), максимальная уставка не подключается и ограничитель скорости контролирует минимальную допустимую скорость движения (скорость подхода подъемных сосудов к приемным площадкам) и в случае превышения фактической скоростью указанного значения происходит отключение исполнительного реле 9, что вызывает остановку машины.
Устройство позволяет повысить безопасность эксплуатации скиповой подъемной установки за счет исключения аварий связанных со спуском груженых сосудов в шахту, обусловленных ошибочными действиями обслуживающего персонала.
Формула изобретения
Устройство для ограничения скорости шахтного подъемника, содержащее блок задания допустимой скорости, датчик фактической скорости, блок сравнения заданной и фактической скоростей и исполнительное реле, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, оно снабжено двумя датчиками крайних положений подъемных сосудов, блоком памяти, блоком распознавания фактического направления движения и логическим блоком, причем датчики крайних положений подъемных сосудов соединены с установочными входами блока памяти, а выходы блока памяти и блока распознавания фактического направления движения соединены со входами логического блока, выход которого соединен с блоком задания допустимой скорости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Мурзин В, А. и др. Защита рудничных подъемных установок от превышения скорости.
М., "Недра", 1974, с. 22 — 29, 2. Авторское свидетельство СССР по заявке
N 2630938, кл. В 66 В 5/06, 1978, (прототип).
899447
Составитель E. Елизаров
Техред Т.Маточка
Редактор H. Рогунич
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 12041/25 Тираж 935
ВНИИПИ Г -сударственного комитетат СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Корректор У, Пономаренко
Подписное