Лебедка экскаватора-драглайна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

K ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.03.80 (21) 2912964/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 23.03.82 (51) М. Кл.

Е 02 F3/48

Гееударствеииьм кемлтет

СССР (53) УДК 621.879.

34 (088.8) IN делам изебретеиий и еткрмтий! °В. А. Маркин, В. И. Бавыкин и B! . Пилийенко (72) Авторы изобретения

Специальное конструкторско-технологическое бюро по землеройным машинам Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР (71) Заявитель (54) ЛЕБЕДКА ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЛНА

Изобретение относится к землеройной технике и может быть использовано на экскаваторах с рабочим оборудованием типа драглайн с гидравлическим и электрическим приводом.

Известно рабочее оборудование экскаватора-драглайна, содержащее стрелу, стрелоподъемный подъемный и тяговый барабаны.

Тяговый и подъемный барабаны смонтированы на одном валу, а лебедка стрелоподьемного барабана выполнена отдельным агрегатом и размещена внизу в проеме рамы поворотной платформы. Для привода тягового и подъемного барабанов используется гидропривод. Привод лебедки также осуществлен отдельным гидропри водо м (11.

Однако наличие двух приводов увеличивает количество механизмов, а следовательно усложняет конструкцию системы.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является лебедка экскаватора-драглайна, содержащая вал, связанный с приводом, планетарный редуктор, стрелоподъемный барабан с навитым канатом, закрепленный на корпусе редуктора, который смонтирован на валу, подь2 емный и тяговый барабаны с навитыми на них канатами и тормоз редуктора.

Привод всех трех барабанов осугцествлен от двигателя через муфту сцепления HH двухрядную цепную передачу, затем на главный трансмиссионный вал и через шестерснную передачу на вал леоедки, на котором на подшипникаx cìонт,tðованы подъемный и тяговый барабаны.

Для подъема стрелы на валу лебедки имеется стрелоподъемный барабан, также смонтированный на подшипниках. Вращение стрелоподъемному барабану передается через планетарный редуктор на корпусе которого он закреплен.

Сателлитные шестерни планетарнего редуктора закреплены на водиле. Водило снабжено тормозом, который включается во время подъема стрелы, при этом стрелоподьемный барабан вращается в сторону, npozo тивоположную вращению вала. Кроме того стрелоподъемный барабан связан с валом лебедки посредством противообгoHHQH муфты, которая предотвращает увеличение скорости вращения стрелоподъемного барабана при опускании стрелы (2).

899768

Недостатком известной лебедки является сложность конструкции из-за наличия двух редукторов для передачи крутящего момента на барабаны лебедки и наличия дополнительных механизмов на стрелоподъемном барабане (тормоза водила и противообгонной муфты), причем тормоз планетарного редуктора воспринимает весь момент усилия в стрелоподъемном канате.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности. Другой целью изобретения является уменьшение реактивного момента на тормозе редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в лебедке привод прикреплен к корпусу редуктора с возможностью вращения относительно вала и связан с тяговым и подъемным барабанами посредством редуктора.

Навивка каната стрелоподъемного барабана выполнена в направлении противоположном навивке канатов тягового и подъемного барабанов.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема лебедки; на фиг. 2 — схема запасовки канатов на тяговом, подъемном и стрелоподъемном барабанах.

Лебедка экскаватора-драглайна содержит привод, например, гидромотор 1, планетарный редуктор 2 со стрелоподъемным барабаном 3, жестко прикрепленным к корпусу редуктора. На валу гидромотора 1 имеется шестерня 4, находящаяся в зацеплении с центральным колесом 5, которое установлено иа общем валу 6 на подшипниках качения.

Центральное колесо 5 связано с солнечной шестерней 7 посредством зубчатой муфты 8.

Солнечная шестерня 7 находится в зацеплении с сателлитными шестернями 9, которые смонтированы на водиле 10 на подшипниках.

Сателлитные шестерни 9 входят в зацепление с зубчатым венцом 11, жестко связанным с корпусом планетарного редуктора

2 и стрелоподъемным барабаном 3. Зубчатый венец 11 имеет тормоз 12 ленточного типа.

На общем валу 6 свободно на подшипниках качения установлены тяговый 13 и подьемный 14 барабаны. Связь барабанов 13 и

14 с общим валом 6 осуществляется посредством фрикционных муфт 15 и 16, жестко закрепленных на общем валу 6. Тяговый и подъемный барабаны снабжены тормозами 17 и 18 ленточного типа.

На корпусе планетарного редуктора 2 закреплен гидромотор 1, который передает крутящий момент на тяговый и подъемный барабаны 13 и 14 посредством водила 10, которое закреплено на общем валу 6 с помощью шлицевого соединения.

На стрелоподъемном барабане 3, тяговом барабане 13 и подъемном барабане 14 навиты канаты 19, 20 и 21 соответственно (фиг. 2) .

26

2s

35 о

4s

so

Лебедка экскаватора-драглайна работает следующим образом.

При установке стрелы экскаватора в положение, соответствующее условию работы, включается гидромотор 1. Вращение вала гидромотора передается через шестерню 4, центральное колесо 5, зубчатую муфту 8, солнечную шестерню 7, сателлитные шестерни 9 и зубчатый венец 11 на стрелоподъемный барабан 3. В этот момент зубчатый венец 11 расторможен. Планетарный редуктор 2 с гидромотором 1 и стрелоподъемным барабаном 3 вращается относительно заторможенного общего вала 6.

Торможение общего вала 6 осуществляется следующим образом.

Включается фрикционные муфты 15 и 16, которые за счет сил сцепления соединяются с внутренними полостями тягового и подъемного барабанов, при этом оба тормоза 17 и

18 затормаживают тяговый и подъемный барабаны, а следовательно, и общий вал 6.

После установки стрелы в нужное положение, корпус планетарного редуктора 2 затормаживается тормозом 12.

При подъеме стрелы канат 19 наматывается на стрелоподъемный барабан 3. Опускание стрелы экскаватора-драглайна в нужное положение производится под действием собственного веса при выключенном гидромоторе 1. Канат со стрелоподъемного барабана 3 разматывается, заставляя планетарный редуктор 2 с гидромотором 1 вращаться в обратную сторону. При этом гидромотор 1 работает в режиме насоса. Скорость опускания стрелы регулируется дросселированием потока жидкости от гидромотора на слив.

Для опускания и заброса ковша выключают фрикционные муфты 15 и 16 и тормоза

17 и 18. Под действием веса ковша канат 21 сматывается с подъемного барабана 14.

Для заполнения ковша грунтом приводят во вращение тяговый барабан 13. Для этого выключают тормоз 17 тягового барабана 13 при одновременно включенной муфте

15. Вращательное движение от гидромотора

1 через шестерню 4, центральное колесо 5, зубчатую муфту 8 передается солнечной шестерне 7. Последняя, взаимодействуя через сателлитные шестерни 9, которые, вращаясь относительно осей водила 10, и обкатываясь по зубчатому венцу 11, приводят во вращение водило 10, которое, в свою очередь, приводит во вращение приводной вал 6, а следовательно и тяговый барабан 13. При заполнении ковша грунтом канат 20 наматывается на тяговый барабан 13.

Загруженный ковш поднимают к стреле канатом 21. Для этого включают фрикционную муфту 16 при выключенном тормозе 18, подъемный барабан 14 начинает вращаться вместе с общим валом 6.

Для удержания ковша от опрокидывания канат 20 притормаживают тормозом 17 тягового барабана 13.

899768

Для выгрузки ковша растормаживают тяговыи барабан 13 включением тормоза

17, при этом ковш опрокидывается.

Для блокировки и последовательности включения и выключения механизмов лебедки (муфт, тормозов, гидромотора и т.д.) в системе управления экскаватора предусмотрена гидроаппаратура.

Реактивные моменты от усилий в канатах 19 — 21 возникают одновременно при копании или подъеме ковша с грунтом (или без него). При этом усилие от веса стрелы существует постоянно. Все усилия воспринимаются тормозом 12 стрелоподъемного барабана. Если усилия будут направлены в одну сторону, то тормоз 12 будет воспринимать их сумму. Если часть усилий направить в противоположную сторону, то тормоз будет воспринимать их разность. Противоположное направление навивки каната 19 стрелоподъемного барабана 3 по отношению к навивке канатов 20 и 21 тягового и подъемного барабанов 13 и 14 дает разность реактивных моментов, воспринимаемых тормозом

12. При этом общая нагрузка на. тормоз уменьшается.

Данная лебедка экскаватора-драглайна 25 позволяет исключить из конструкций подобных лебедок ряд узлов и деталей. что повышает ее надежность и упрощает конструкцию.

Размещение приводного двигателя на ЗО корпусе планетарного редуктора и использование одного редуктора делает лебедку более компактной.

Уменьшение количества исполнительных механизмов повышает надежность лебедки в работе.

Кроме того, навивка каната на стрелоподъемном барабане в сторону противоположную навивке канатов на тяговом и подьемном барабанах снижает нагрузку на тормоз планетарного редуктора, что повышает его долговечность.

Формула изобретения

1.,Лебедка экскаватора-драглайна, содержащая вал, связанный с приводом, редуктор, стрелоподъемный барабан с канатом закрепленный на корпусе редуктора, который смонтирован на валу, подъемный и тяговый барабаны с канатами и тормоз редуктора, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, привод установлен на корпусе редуктора с возможностью вращения относительно вала и связан с тяговым и подъемным барабанами редуктором.

2. Лебедка экскаватора-драглайна по и. 1 отличающаяся тем, что, с целью уменьшения реактивных нагрузок на тормозе редуктора навивка каната стрелоподъемного барабана выполнена в направлении противоположном навивке канатов тягового и подъемного барабанов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1087869, кл. Е 1 F, опублик. 1968.

2. Беркман И. Л. Одноковшовые строительные экскаваторы. М., «Высшая школа», 1967, с. 277 и 282 (прототип).

899768

Состав ител ь Н. Туленино в

Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Заказ 12106/41 Типаж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4