Автоблокировочный кран для телескопных перфораторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.05.80 (21) 2935587/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Е 21 С 7/00

Гоеудрретееннык комитет

СССР (53) УДК 622.807. .002.54 (088.8) Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 28.01.82 по аелем изобретений н открытий (В. М. Рясной, С. П. Попович, А. А. Артеменко, Б.. Шишков. и А. И. Кучма

L (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский институт безоггасности труда в горнорудной промышленности (71) Заявитель (54) АВТОБЛОКИРОВОЧНЫЛ КРАН ДЛЯ ТЕЛЕСКОПНЫХ

ПЕРФОРАТОРОВ

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при бурении для сблокированной подачи промывочной жидкости на забой шпура с включением перфоратора на рабочий режим, а также предотвращения за счет гидроорошения взметывания пыли BblxJIolloM перфоратора.

Известно блокировочное устройство, размещенное в крышке цилиндра перфоратора, обеспечивающее с включением перфоратора в работу одновременную подачу воды на забой шпура, состоящее из золотника, крана, уплотнительных колец (1) .

Недостатком этого устройства является то, что оно исключает возможность работы бурильных. машин, в частности телескопных перфораторов, при давлениях воды в магистрали ниже 3 и выше 5 кгс/см2. Между тем, в забоях восстающих выработок большой длины давление воды на каждые 10 м по вертикали падает, на 1 кгс/см, ввиду чего поддерать его в заданных пределах не всегда возможно. При бурении штанговых шпуров подачу воды на забой шпура глубиной от 6 — 10 до 15 м можно осуществить при давлении воды в магистрали не ниже 10 кгс/см2, что также не обеспечива2 ет нормальную работу перфораторов с применением данных блокировочных устройств.

Наиболее близким по технической сущности является автоблокировочный кран

АБК-2, предназначенный для блокировки работы пневматического оборудования, включающий корпус, выполненный в виде полого стакана с отверстиями для движения воздуха и воды, внутри корпуса расположена конусообразная пробка-кран с каналом для подачи воды и пазами для дви10 жения воздуха, при этом пробка-кран с одной стороны соединена с рукояткой, а с другой — подпружинена (2).

Недостатками известного устройства является громоздкость и большой вес.

Кроме того, наличие воздухоподводящих и воздухоотводящих штуцеров, отверстий и пазов усложняют конструкцию, а фиксированные положения рукоятки блокировочного крана не соответствуют режиму работы бурильных машин, что препятствует использованию этих устройств на перфораторах.

Общим недостатком указанных блокировочных (автоблокировочных) устройств является то, что их применение не позволяет предотвратить интенсивное взметы899904

so

$5 ванне осевшей на стенках и почве выработки пыли в месте расположения перфоратора струей отработанного сжатого воздуха, представляющего собой один из крупных источников повышенной запыленности воздуха на рабочем месте бурильщика.

Цель изобретения — обеспечение подачи промывочной жидкости в шпур одновременно с включением перфоратора в рабочий режим, а также орошение забоя при выключенном перфораторе.

Эта цель достигается тем, что автоблокировочный кран снабжен оросителем, выполненным в виде встроенной в корпус соосно конусообразной пробке полой полусферы с перфорированной поверхностью, при этом конусообразная пробка выполнена с осевым Г-образным каналом, сообщенным с водоподводящим отверстием корпуса и полостью оросителя, и снабжена вилочным захватом, установленным с возможностью взаимодействия с рукояткой пускового крана перфоратора, причем наружный паз конусообразной пробки выполнен в виде полукольца переменного сечения.

Йа фиг. 1 изображено размещение автоблокировочного крана на телескопном перфораторе; на фиг. 2 — общий вид автоблокировочного крана, разрез в трех проекциях; на фиг. 3 — общий вид конусообразной пробки в разрезе.

Автоблокировочный кран 1 имеет вилочный захват 2 для взаимодействия с рукояткой 3 пускового крана.телескопного перфоратора 4. Для фиксации автоблокировочного крана 1 предназначен резьбовой штуцер 5, имеющийся на конце отводящего патрубка 6, ввинчиваемого в гнездо 7 водопромывной системы перфоратора.

Автоблокировочный кран 1 состоит из корпуса 8, выполненного в виде полого 3s стакана, внутри которого встроена конусообразная пробка 9, оканчивающаяся со стороны большего диаметра вилочным захватом 2, входящим в соосное зацепление с рукояткой 3 пускового крана перфоратора 4 и обеспечивающим одновременное включение (отключение) автоблокировочного крана с поворотом этой рукоятки в соответствующее положение, а с другой стороны подпружинена пружиной 10.

Конусообразная пробка 9 имеет осевой

Г-образный сбрасывающий канал 11, связанный с полостью оросителя 12, выполненного со сферической поверхностью 13 и встроенного в кран соосно пробке.

Снизу к корпусу автоблокировоч ного крана прикреплен водоподводящий патрубок 14, а в теле корпуса (в месте сопряжения его с этим патрубком) имеются парал. лельно расположенные и удаленные друг от друга на некоторое расстояние два радиальных отверстия. Одно из отверстий 15 (большего диаметра) при повороте рукоятки 3 пускового крана перфоратора в рабочее положение посредством полукольцевого паза 16, имеющегося на наружной поверхности конусообразной пробки, сообщается с боковым отверстием 17 корпуса, и далее через отводящий патрубок с резьбовым штуцером соединяется с гнездом водопромывной системы перфоратора. Другое отверстие 18 при обратном повороте рукоятки сообщается со сбрасывающим Гобразным каналом конусообразной пробки, обеспечивая поступление воды в полость оросителя, в то же время подача воды на забой шпура прекращается.

Работа устройства заключается в следующем.

Благодаря вилочному захвату 2, входящему в соосное зацепление с рукояткой 3 пускового крана перфоратора 4, при повороте рукоятки 3 в рабочее положение (направление включения рукоятки в рабочее положение сверху-вниз с максимальным углом поворота 180 ), одновременно поворачивается с ней и подпружиненная конусообразная пробка 9. При этом имеющийся на наружной поверхности пробки 9 полукольцевой паз 16 связывает расположенные в корпусе автоблокировочного крана нижнее подводящее отверстие 15 (большего диаметра) с боковым отводящим отверстием 17, и далее через отводящий патрубок 6 соединяется с гнездом 7 водопромывной системы перфоратора. Причем по мере увеличения угла поворота рукоятки 3 пускового крана перфоратора, а следовательно, и повышения интенсивности пылеобразования за счет увеличения скорости бурения, количество подаваемой воды на промывку постепенно возрастает. Это достигается за счет переменного сечения полукольцевого паза 1(i по наружному диаметру конусообразной пробки 9.

При повороте рукоятки 3 пускового крана перфоратора в обратное положение количество воды на промывку постепенно уменьшается до полного ее прекращения при выключенном перфораторе.:В этом случае полукольцевой паз 16 конусообразной пробки 9 разрывает связь между водоподводящим отверстием 15 и водоотводящим отверстием 17, в то же время Г-образный канал 11 пробки 9 совмещается с другим нижним водоподводящим отверстием 18 в корпусе устройства и, таким образом, вода поступает в полость 12 оросителя со сферической перфорированной поверхностью 13, и далее направляется на стенки и почву выработки.

Расположение водоподводящих отверстий 15 и 16 и водоотводящего отверстия 17, а также сбрасывающего Г-образного канала 11 и полукольцевого паза,16 конусообразной пробки 9 взаимосвязано с фиксированными положениями рукоятки 3 пускового крана перфоратора 4. Верхнее положение рукоятки (перфоратор выключен) соответствует полному прекращению расхода воды, в том числе и на орошение призабойного простран

899904

Формула изобретения

Фиг. 1 ства. Промежуток между верхним и первым положениями рукоятки (срабатывание телескопической колонки перфоратора) соответствует режиму орошения. Последующие ее положения, вплоть до самого нижнего (процесс бурения), соответствует режиму промывки, т. е. подачи воды на забой шпура.

Использование предлагаемого устройства позволяет при подаче промывочной жидкости в шпур, а также при орошении забоя исключить непроизводительные ручные работы, связанные с частым включением (отключением) водяных вентилей, сокращая, тем самым, время на вспомогательные операции, что, в целом, повышает производительность труда бурильщика. Автоблокировочный кран для телескопных перфораторов, включающий полый корпус с водоподводящими отверстиями и патрубками, подпружиненную конусообразную пробку с наружным пазом и рукоятку пускового крана перфоратора, отличающийся тем, что, с целью обеспечения подачи промывочной жидкости одновременно с включением перфоратора в рабочий режим, а также орошения забоя при выключенном перфораторе, автоблокировочный кран снабжен оросителем, выполненным в виде встроенной в корпус соосно конусообразной пробке полой полусферы с перфорированной поверхностью, при этом конусообразная пробка выполнена с осевым Г-образным каналом, сообщенным с водоподводящим отверстием корпуса и полостью оросителя, и снаб10 жена вилочным захватом, установленным с возможностью взаимодействия с рукояткой пускового крана перфоратора, причем наружный паз конусообразной пробки выполнен в виде полукольца переменного сечения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Альбом «Оборудование, применяемое при комплексном обеспыливании рудников и шахт», М., «Недра», 1964, с. 81 — 82.

2. Альбом «Оборудование, применяемое при комплексном обеспыливании рудников и шахт», М., «Недра», 1964, с. 21 — 22 (прототип) .

899904

А-А

Составитель И. Федяева

Редактор В. Лазаренко Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

За каз 12124/47 Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патентъ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4