Устройство для направления и поддержания каната канатной дороги
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Доп ол н и тел ьное к а вт. св ид- ву— (22) Заявлено 28.05.80 (21) 2931748/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Е21 F 13/00
В 61 D 11/00
Государственный комитет (53) УДК 621.876. .625.33 (088.8) Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 28.01.82 ио аепам изобретений и открмтий (72) Авторы изобретения
А. И. Лебедев и Л. И. Еськов
l
Украинский научно-исследовательский и проектно-констру иарский - = А институт подземной гидравлической добычи угля — — —.
Министерства угольной промышленности СССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
КАНАТА КАНАТНОЙ ДОРОГИ
Изобретение относится к шахтному транспорту и служит для направления и поддержания замкнутого каната канатной дороги.
Проходя по горной выработке, в которой установлена напочвенная дорога, тяговый канат должен повторять не только знакопеременный профиль, но и повороты выработки в плане. При этом канат не должен касаться крепи выработки, кровли, почвы, а также корпуса самого устройства как под воздействием тягового усилия, так и когда тяговое усилие снято.
Известно устройство для направления каната подвесной монорельсовой дороги, содержащее кольцевую направляющую, блок и крестообразно расположенные планки (1).
Недостатком этого устройства является то, что блок устанавливается и фиксируется на раме жестко только по отношению к действию составляющей тягового усилия.
Когда тяговое усилие в канате снимается (при реверсе дороги), то канат под собственным весом выходит из желоба блока и касается корпуса устройства, что приводит к интенсивному износу и сокрашению срока службы каната.
Известно также устройство для направления и поддержания каната канатной дороги, содержащее блок, установленный на оси обоймы и средство крепления обоймы к несущему элементу. Устройство обеспечивает высокую степень свободы блока, а также раскачивание его в любой плоскости при движении каната (2).
i 0 Недостатком известного устройства является невозможность поддерживания и направления каната при снятии с него тягового усилия (при реверсе дороги) на участках выработки, искривленных в плане.
При этом блок имеет возможность тяговым усилием разворачиваться перпендикулярно направлению движения каната, что приводит к интенсивному износу каната и блока от возникающих сил трения каната о реборду блока.
2р Угол разворота, обеспечивающий направление и поддержание каната от действия тягового усилия, составляет не более 180 .
Цель изобретения — обеспечение надежности работы устройства на участках пути
900035 с закруглениями в плане и профиле независимо от составляющей тягового усилия.
Эта цель достигается тем, что в устройстве средство крепления обоймы выполнено в виде шарнира, продольная ось которого параллельна оси тягового каната. Обойма выполнена из разъемных и взаимозаменяемых скоб, шарнирно установленных на оси.
На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — блок с корпусом, общий вид; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2.
Устройство содержит вращающийся на оси блок 1, подвешенный с помощью средства крепления 2 к кронштейну 3, закрепленному скобами 4 за стойку крепи 5. Подвеска блока 1 к кронштейну 3 осуществлена через обойму 6 блока.
Обойма состоит из двух разъемных и взаимозаменяемых скоб 7 и 8, собранных на общей оси 9 с блоком и раздвигаемых на угол для обеспечения ввода тягового каната в желоб блока. Блок смонтирован на оси 9 подшипника 10, все детали блока и корпуса удерживаются гайкой 11. Средство крепления 2 выполнено в виде шарнира, ось которого параллельна оси каната.
Устройство работает следующим образом.
При монтаже устройства на участках, пройденных по направлению движения, блок под действием составляющей Т занимает положение 1. Это же положение блок занимает, если тяговое усилие в канате снято при реверсе дороги. На блок действует в этом случае сила тяжести каната 12.
Если устройство смонтировано на участке с левым или правым поворотом, то блок под действием составляющей Т от тягового усилия разворачивается в положение I I или вправо (не показано). Как только тяговое усилие снимается в канате, блок снова за н им ает положение I.
Если устройство смонтировано на вогнутом участке, пройденном по направлению, то блок под действием составляющей Т> от тягового усилия разворачивается в положение III. При снятии тягового усилия, блок снова занимает положение I, причем
5 угол относительно вертикальнои оси гарантирует возвращение блока в положение III.
Угол обеспечивается упором 13, установленным на кронштейне устройства.
Предлагаемое устройство позволяет обеспечить направление и поддержание каната в пределах угла, составляющего около 270, что повышает надежность его работы на искривленных участках дороги, уменьшая трение каната о рабочие поверхности элементов и его износ.
Формула изобретения
1. Устройство для направления и поддержания каната канатной дороги, содержащее блок, установленный на оси обоймы и средство крепления обоймы к несущему элементу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы на участках пути с закруглениями в плане и профиле средство крепления обоймы выполнено в виде шарнира, продольная ось которого параллельна оси каната.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью удобства запасовки каната, обойма выполнена из разъемных и взаимозаменяемых скоб, шарнирно установленных на оси.
Источники информации, И принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мо 501177, кл. Е 21 F 13/02, 1974.
2. Проспект «Штрекенкюле», фирмы
«Шарф», ФРГ, рис. 1 (прототип).
900035
Составитель Н. Туленинов
Редактор Л. Гратилло Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак
3aказ 12145 54 Тираж 469 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4