Гидрометрический груз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 900110 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 20.05.80 (2l ) 2927960/1 8-10 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 23 01 82
{5l)M. Кл.
Ь01 С 13/OO
Кесудврстееиьй квинтет
СССР ао делам хзобрвтевив и атхрытвЯ
{53) УДK528.541 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н.A. Шелехов и А.О. Каношенков (7I) Заявитель (54) ГИДРОМЕТРИЧЕСКИЙ ГРУЗ
Изобретение относится к гидрофизи-! ческим исследованиям, выполняемым с судна, в частности к концевым и промежуточным грузам, обеспечиваюшим создание необходимого натяжения в несущих тросах или трос-кабелях с целью
S удержания измерительчых, систем на заданных горизонтах при наличии значительных течений или дрейфа судна.
Известны концевые гидрометрические грузы обтекаемой каплевидной или рыбо о видной формы массой 10, 15, 25, ;90 кг E 11.
Недостаток известных гидрометрических грузов состоит в том, что их кон15 струкция рассчитана на крепление к металлическим тросам и непригодна для крепления на мягкую оболочку трос -кабелей, которые за последнее время находят все большее применение в морской гидрометрии. Кроме того, широко применяемая в последнее время компенсация качки методом нулевой плавучести трос -кабеля требует закрепления грузов на мягкую оболочку при различном расстоянии от измерительного прибора. А элементы крепления этих грузов рассчитаны на создание силы трения между грузом и трос-кабелем путем пережатия последнего, Такое крепление часто разрушает наружную мягкую герметичную оболочку . троокабеля.
Наиболее близким к предлагаемому является гидрометрический груз HP-28, представляюший собой металлический цилиндр с продольной прорезью и устройство для запирания троса в прорези. Сила трени, удерживаюшая этот груз на тросе, создается усилием зажатия троса в прорези, которое во много раз больше веса самого груза. В случае применения такого груза для работы с троо-кабелем часты случаи повреждения наружной оболочки и разгерметизации трос-кабе- . ля Г21.
Недостатком груза ПР-28 является недостаточная надежность его в эксплуатации при .закреплении груза на тросе, с001 а при работе с трос-кабелем из-за возможности частого повреждения оболочкитроо-кабеля элементами крепления груза.
11ель изобретения — повышение надежности в эксплуатации. 5
Поставленная цель достигается тем, что в гипрометрическом грузе, содержащем корпус с входным и выходным каналами для трос-кабеля, корпус выполнен разьемным, внутри корпуса неподвижно за- 10 креплен барабан, ось которого перпендикулярна плоскости разъема, с шириной между реборпами, равной трем диаметрам троо-кабеля, при этом поверхность барабана снабжена винтовой oaíoBèòêî- 15 вой канавкой, а выходной и входной каналы снабжены обжимными втулками троокабеля и расположены в плоскости разъема верхней секции, при этом центры тяжести всех поперечных сечений гидрометричес- 3Î кого груза расположены в плоскости разьема верхней секции.
На фиг. 1-5 показаны обший вид и основные сечения предлагаемого гипрометрического груза. 25
Гипрометрический груз имеет обтекаемую форму и включает верхнюю секцию 1, сменную секцию 2, прикрепленную к секции 1 соединением 3 типа "ласточкин
30 хвост! Секция 1 выполнена разъемной и состоит из корпуса 4, внутри которого неподвижно закреплен цилиндрический барабан 5 для намотки трос-кабеля 6, и крышки 7, соединенной с корпусом винтом 8, проходящим через центр барабана. 5
Плоскость разъема 9 между корпусом 4 и крышкой 7 расположена вертикально и делит поперечное сечение секции 1 на две равные части. По плоскости разъема
9 внизу и вверху корпуса и крышки выполнены каналы 10 и 11 с неподвижно закрепленными обжимными резиновыми втулками д,пя входа в груз и выхода из груза трос-кабеля 6. Целесообразно осуществлять обжим трос-кабеля с помощью 45 втулки с диаметром, равным 0,8-0,9 диаметра трос-кабеля. Лля укладки на барабане минимального числа витков трос-кабеля, необходимого для создания сил трьния, удерживающих груз от сползания по кабелю, ширина между ребордами 12 барабана должна быть равна трем диамет- рам трос-кабеля. На цилиндрической чаоти барабана выполнена одновитковая канавка 1 3 с поперечным сечением, рав- И ным поперечному сечению трос-кабеля (т. е. глубина канавки примерно равна ,0,8 диаметра трос-кабеля).
10 4
Поперечные сечения по всей высоте груза являются одинаковыми по наружному контуру и подобраны так, что центры тяжести их расположены на одной оси с цент ром выхода из груза вверх трос-кабеля.
Все элементы груза выполнены из немагнитных материалов, например из латуни или нержавеющей стали.
Сборку груза осуществляют следующим образом.
Укладывают конец горизонтальной чаоти 14 трос-кабеля в резиновую обжимную втулку канала 10. B направлении по часовой стрелке наматывают по канавке 13 барабана 5 один виток и поверх него еще
3 витка. Верхние витки, обжимая первоначальный виток, увеличивают силу трения между барабаном 5 и троо-кабелем 6.
Вводят барабан 5 во внутреннюю полость корпуса 4, в котором он фиксируется от проворачивания прямоугольным выступом 15 и отверстием. При это. начало канавки 13 должно находиться против канала 11. Выводят трос-кабель через верхний канал 11. Закрывают барабан 5 крышкой 7, проследив, чтобы трос-кабель прижимался только резиновыми втул-ками в каналах l 0 и 1 1. Закрепляют винтом 8 крышку 7 к корпусу 4 по соприкосновения плоскостей. Обжатие троскабеля во втулках каналов 10 и 11 создает дополнительную силу трения между грузом и трос-кабелем.
Собранную секцию 1 можно установить в любом месте по длине троо-кабеля, обеспечивая изменение длины горизонтальной части троо-кабеля. За счет увеличения длины горизонтальной части ðîîкабеля при усилении волнения на море можно компенсировать качку корабля и существенно ослабит влияния волнения на измерительный прибор. 16.
В зависимости от скорости подводного течения на глубине или дрейфа корабля груз набирается из одинаковых секций 2 при помоши соединения 3, например типа "ласточкин хвост, в любые требуемые весовые комбинации. Совпадение центров тяжести поперечных сечений груза с центром входа канада 11 троокабеля обеспечивает во время работы устойчивое положение груза как в спокойной воде, так и при наличии течений.
Конструкция гидрометрического груза по сравнению с известными исключает возможность повреждения оболочки троскабеля в местах закрепления груза, позволяет закреплять груз на любой длине
9001 троо-кабеля, устраняет многие случайности при проведении гндромет ических измерений и обеспечивает их надежность.
Возможность легкой переналадки груза, перемешение груза по длине троо-кабеля, увеличение веса путем добавления новых секций позволяет значительно сократить время для подготовки измерений.
10 4 кабеля, при этом поверхность барабана снабжена винтовой одновитковой канав кой, а входной н выходной каналы снабжены обжимными втулками троо-кабьля и расположены в плоскости разъема верхней секции, при этом пентры тяжести всех поперечных сечений гкдрометрического груза прасположены в плоскости разъема верхней секции.
Формула изобретения
Гидрометрический груз, содержащий корпус с входным и выходным каналами для троо-кабеля, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью повышения надеж ности эксплуатации, корпус выполнен разьемным, внутри корпуса неподвижно закреплен барабан, ось которого перпендикулярно плоскости разъема, с шириной между ребордами, равной трем диаметрам тросИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Морская гиарометрия. Под pert.
А. М Муромцева, Л., Гидрометеоиздат, 1971, с. 51.
2. Руководство по гидрологическим работам главного управления Гидрометеорологической службы при СМ СССР и
Государственного океанографического института "Гидрометеоиздат, Л., 1977, с. 1 99 (прототип) .
900110
Составитель В. Лыков
Тех ед Ж.Касгелевкнч Ко кто Н. Степ
Редакто Т. Киселева
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 12165I57 Тираж 613 ° Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5