Устройство для измерения мощности двигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< >900134 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.05.80 (21) 2927512/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл,3

G 01 L 3(24

Гесударствеииый комитет

СССР

Опубликовано 23.01.82. Бюллетень №3

Дата опубликования описания 28.01.82 (53) УДК 531.781 (088.8) йо делам иэвбретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

А. Ш. Фельдман и Н. Д. Литвин

i

}

Уральский филиал Государственного научно-ndcAehoaaXerMkOte. . института автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ

ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения мощности двигателей внутреннего сгорания при оценке их технического состояния в условиях эксплуатации.

Известно устройство для измерения мощности двигателей, содержащее измерительный преобразователь скорости вращения, выполненный в виде генератора тока, выход которого через реле минимального и максимального напряжений подключен к входу индикатора (1).

Однако данное устройство не обеспечивает требуемой точности измерения.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для измерения мощности двигателей, содержащее датчик скорости вращения вала двигателя, соединенный через формирователь с первым входом счетного триггера, схему временной задержки, один вход которой связан с прямым выходом счетного триггера, две схемы совпадения, схему сложения, первый вход которой соединен с выходом одной схемы совпадения, соединенной первым входом с инверсным выходом счетного триггера, ключ, один вход которого связан с первым выходом управляющего триггера, соединенного входом с выходом схемы сложения, другой вход — с выходом генератора счетных импульсов, а выход через счетчик импульсов с индикатором, при этом выход схемы временной задержки соединен с первым входом другой схемы совпадения (2).

Недостатком известного устройства является невысокая точность измерения и огра1о ниченная универсальность, обусловле нная отсутствием возможности его использования для испытания широкого класса двигателей.

Цель изобретения — повышение точности измерения и универсальности устройства за счет расширения класса испытуемых двигателей.

Указанная цель достигается тем, что в устройство введены блок управления и схема выбора типа двигателя, связанная с одним входом блока управления, другой вход

2о которого соединен с вторым выходом управляющего триггера, а выход — с другим входом схемы временной задержки, причем вторые входы схем совпадения связаны с выходом формирователя, выход схемы временной

900134

3 задержки дополнительно соединен с вторым входом счетного триггера, а второй вход схемы сложения связан с выходом другой схемы совпадения.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство для измерения мощности двигателей содержит датчик скорости вращения вала двигателя 1, усилитель-формирователь 2, счетный триггер 3, управляющий триггер 4, блок 5 управления, схему 6 выбора типа двигателя, схемы 7 и 8 совпадения, ключ 9, схему 10 сложения, схему 11 временной задержки, выполненную в виде ждущего мультивибратора, генератор 12 счетных импульсов, счетчик 13 импульсов и индикатор 14.

Устройство работает следующим образом.

При работе двигателя в процессе свободного разгона импульсы от датчика поступают на вход усилителя-формирователя 2, на выходе которого сформированные импульсы постоянной длительности подаются на первый вход счетного триггера 3 и переводят его из нулевого состояния в единичное. По положительному фронту импульса с прямого выхода счетного триггера 3 запускается схема 11 временной задержки, которая выдает импульс фиксированной длительности, соответствующей определенной частоте вращеныя вала двигателя при свободном разгоне.

Это время задается схемой 6, состоянием управляющего триггера 4 и зависит от типа двигателя.

С выхода схемы 11 временной задержки импульс подается на второй вход счетного триггера 3 и задним фронтом возвращает его в нулевое состояние. При достижении первой из заданных скоростей возвращение триггера 3 в нулевое состояние достигается или приходом входного импульса с формирователя 2 или импульсом с выхода ждущего мультивибратора 11. Схема 7 совпадения фиксирует наличие входного импульса и нулевое состояние триггера 3, а схема 8 фиксирует наличие входного импульса и заднего фронта импульса ждущего мультивибратора 11. Через схему 10 сложения сигнал совпадения поступает на вход управляющего триггера 4. Так как ждущий мультивибратор 1! формирует импульс, длительность которого заведомо меньше периода одного оборота вала двигателя, сравнение осуществляется схемами 7 и 8 в течение каждого периода.

При достижении двигателем начальной частоты вращения на вход триггера 4 с выхода схемы 10 сложения поступает сигнал, который устанавливает триггер 4 в единичное состояние, разрешающее прохождение через ключ 9 импульсов генератора 12 счетных импульсов на счетчик 13. Импульс с выхода триггера 4 подается на блок 5 управ4 ления, который переключает ждущий мультивибратор 11 в режим конечной частоты вращения.

При достижении двигателем конечной частоты вращения на выходе схемы 10 сложения поступает сигнал, возвращающий триггер 4 в начальное состояние и прерывающий поступление на счетчик 13 счетных импульсов. Количество импульсов, зафиксированных счетчиком 13 и регистрируемых индикатором 14 пропорционально времени разгона двигателя в режиме определенной частоты вращения вала и обратно пропорционально мощности, развиваемой двигателем.

Использование в устройстве блока управления и схемы выбора типа двигателя позволяет повысить точность измерения и универсальность устройства за счет расширения класса испытуемых двигателей.

S о

Формула изобретения

Устройство для измерения мощности двигателей, содержащее датчик скорости вращения вала двигателя, соединенный через формирователь с первым входом счетного

zs триггера, схему временной задержки, один вход которой связан с прямым выходом счетного триггера, две схемы совпадения, схему сложения, первый вход которой соединен с выходом одной схемы совпадения, соединенной первым входом с инверсным выходом зо счетного триггера, ключ, один вход которого связан с первым выходом управляющего триггера, соединенного входом с выходом схемы сложения, другой вход — с выходом генератора счетных импульсов, а выход— через счетчик импульсов с индикатором, при этом выход схемы временной задержки соединен с первым входом другой схемы совпадения, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения и универсальности устройства за счет расширения класса испытуемых двигателей, в него введены блок управления и схема выбора типа двигателя, связанная с одним входом блока управления, другой вход которого соединен с вторым выходом управляющего триггера, а выход — с другим входом схемы временной задержки, причем вторые входы схем совпадения связаны с выходом формирователя, выход схемы временной задержки дополнительно соединен со вторым входом счетного триггера, а второй вход схемы сложения связан с выходом другой схемы совпадения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 638856, кл. G 01 1. 3/00, 12.07.72.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2745186/18-10 (045832), кл. G 01 1 23/08, 30.03.79 (прототип).

900134

Составитель Г. Целибеев

Редактор Н. Джуган Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Заказ 12169/59 Тираж 882 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4