Транспортное средство для проведения сейсмических исследований

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соввтскмн

Соцммис f NkocKNx рвеяубямк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В 01 V 1/04

ЙеуАЭРатеенный комитет

CCCP е делам нэебретеннй н атерытнй (23) Приоритет

Опубликовано 230132. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 230182 (53) УДК550.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л.И.Нечуйвитер, Б.И.Кальченко и И.И.Глуйткор:

I

j (/ с

Харьковский ордена Ленина политехнический институт им.В.И. а" .=.. (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СЕЙСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов, в частности к транспортным устройствам, несущим иа себе невзрывные источники сейсмических колебаний.

Известно транспортное средство несущее несколько иевзрывных источников сейсмических сигналов, закрепленных на раме. Подъем и опуска ние излучателей осуществляется манипулирующим механизмом, имеющим три оси вращения, что позволяет осуществить контакт опорной поверхности источника с неровной поверхностью эем° ли 111 .

Однако достигаемый контакт источника с грунтом не позволяет возбудить интенсивные колебания, так как трудно добиться -; ровной площадки, равной площади опорной поверхности источника, на сравнительно неплотных грунтах и вообще невозможно добиться на мерзлых грунтах.

Известно также транспортное средство, несущее групповой вибратор и гидравлический или пневматический подъемный механизм, с помощью которого вибратор может опускаться на грунт.

Вибратор смонтирован на свободной стороне опоры в виде поворачивающейся рамы, шарнирно прикрепленной к шасси. Подъемный механизм помещен на некотором расстоянии от грунтового вибратора между шасси и поворачивающейся опорой (21.

Недостаток устройства заключает ся в том, что перед опусканием опорной плиты на грунт необходимо на профиле подготовить горизонтальную пло щадку, чтобы исключить уменьшение отношения сигнал/помеха иэ-за наложвния на полезные составляющие вибрации горизонтальной составляющей.

Для увеличения отношения с1егиаЛ/йо ° меха разработаны транспортные средства со стабилизированной системой подвески вибратора, в которых стабилиэирую0234 4

40

45 ат

55

3 90 щее устройство включает радиальные стержни, шарнирно соединенные с излучающей плитой и вертикальной опорой.

Стержни расположены в продольном и поперечном направлениях. Продольные стержни компенсируют перемещения опорной конструкции в горизонтальной плоскости и не накладывают заметных помех на вертикальные составляющие вибраций (3).

Недостаток известных устройств заключается в том, что необходимо предварительно готовить на местности горизонтальную площадку для установки излучателей. Кроме того, эта подвеска не может устранить помехи при уклонах 15-30 .

Наиболее близкой к предлагаемой по технической . сущности и достигаемому эффекту является автономная пе1 едвижная установка для возбуждения сейсмических колебаний, которая несет

Ф три группы излучателей с домкратами закрепленных шарнирно на шасси транспортного средства. Домкраты с излучателями размещены симметрично относительно центра тяжести транспортного средства. Это позволяет устанавливать его на профиле с максимальными уклонами, которые возможно преодолевать транспортному средству не опрокидываясь. Статическая нагрузка излучателей осуществляется за счет подьема транспортного средства на домкратах.. При этом управление каждой группы домкратов осуществляется через четырехпоэиционные золотниковое устройство, соединенное с нагнетающей и сливной MefNCTpeflRMH TpBHCllOpTHOlO средства (43.

Недостаток известного устройства заключается в том, что на уклонах с пространственным их расположением под излучателями, результирующий вектор нормальных сил трех групп излучателей отклонен от вертикали, что приводит к раскачиванию транспортного средства в горизонтальной плоскости и созданию заметных помех, накладываемых на вертикальные составляющие вибр ции.

Цель изобретения - повышение производительности изыскательских работ на сложно пересеченном рельефе местности, на мерзлых, заснеженных грунтах и увеличение отношения сигнал/помеха.

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве для про5

35 ведения сейсмичес их исследований, содержащем силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, гидравлическую систему, излучатели с индивидуальной, одвеской, размещенные на раме симметрично относительно его центра тяжести с возможностью перемещения по нормали к плоскости рамы, излучатели соединены с механизмом подвеса бесшарнирно и объединены в две группы, каждая из которых включает несколько образующих в пространстве выпуклый многоугольник излучателем, опорные плиты которых параллельны плоскости рамы, причем гидросистемы излучателей разных групп попарно соединены трубопроводами через кран так, что образованные пары излучателей расположены в вершинах выпусклого многоугольника.

На фиг. 1 изображено транспортное средство на рабочей точке местности, имеющей сложно пересеченный профиль вид сбоку; на фиг.2 - то же, в плане; на фиг.3 - установка транспортного средства на одной группе излу.чателей и обработка горизонтальных площадок другой группой излучателей; на фиг.4 - тоже, в плане; на фиг.5 гидравлическая схема управления транспортным средством.

Транспортное средство включает смонтированные на раме 1 силовую установку 2 для перемещения и установку 3 аккумулирования энергии, излучатели 4 с опорной поверхностью, выполненной в виде торцовой фрезы

5 с дополнительным приводом 6. Домкраты 7 с рамой 1 и излучатели 4 со штоками 8 домкратов соединены бесшарнирно, причем оси домкратов перпендикулярны к плоскости рамы 1, на которой закреплено не менее шести домкратов 7,9 - 13 с излучателями

4, 14 - 18. Распределители 19 и 20 золотниково-клапанного типа управляют соответс венно золотниками 21

23 и золотниками 24 - 26, домкратами 7, 9и 10.

Золотники могут иметь четыре положения "подьем", "опускание", "плавающее" и "нейтральное".

Для обьединения домкратов и излучателей в три группы и расположе.ние этих групп симметрично относительно центра тяжести транспортного средства, подводящие и отводящие трубопроводы домкратов 7 и 13 соединены между собой трубопроводами, в котоФормула изобретения

Транспортное средство для прове- дения сейсмических исследований, со держащее силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, гидравлическую систему, излучатели с индивидуальной подвеской, размещенные на раме симметрично относительно его центра тяжести с возможностью перемещения по нормали к плоскости рамы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью повышения производительности изыскательных работ на сложно пересеченном рельефе местности, на мерзлых, заснеженных грунтах и повышения сигнал/помеха, излучатели соединены с механизмом подвеса бесшарнирно и объединены в две группы, каждая иэ которых включает несколько образующих в пространстве выпуклый многоугольник излучателей, опорные плиты которых параллельны плоскости рамы, причем гидросистемы излучателей разных групп попарно соединены трубопроводом через кран так, что образованные пары излучателей расположены в вершинах выпуклого многоугольника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Патент США N 3550719, кл. 181-05, опублик.1970.

2. Патент США У 4011923, кл. 181-114, опубли к ° 1977 °

3. Патент ClllA N 3690402, кл. 181-5, опублик.1972.

4. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2731684/."5, кл. G 01 Ч 1/00, 05.03,79 (прототип)..

5 90023 рых установлен одноходовой кран 27, соответственно для домкратов 12 и 10 установлен кран 28, а для домкратов

9 и 11 - кран 29. Распределитель

20. гвоими золотниками 24 - 26 соответственно управдяет домкратами

9, 10 и 7. Распределитель 19 своими золотниками 21 - 23 при закрытых кранах 27 - 29 соответственно управляет домкратами 11 - 13, а при отк- 1ф рытых кранах 27 - 29 и "нейтральном" положении золотников распределители 20 управляют тремя группами домкратов 11 и 9 10 и 12 7 и

13. 13

Контроль за горизонтальной установкой транспортного средства осуществляется визуально с помощью креномера 30.

Транспортное средство для про- 20 ведения сейсмических исследований на сложно пересеченной местности с заснеженным и мерзлым грунтом работает следующим образом.

На рабочей точке исследования 25 транспортное средство располагают на местности поперек наибольшего уклона. Затем распределителем 20 и его золотниками 24 - 26 на неровности грунта опускают излучатели 14, 30

15 и 4. С помощью домкратов 9, 10 и

7 и креномера 30 транспортное средство поднимают над местностью и выставляют горизонтально.

При горизонтальном расположении транспортного средства золотники 2426 фиксируются в нейтральном положении. Затем опускают командами от золотников 21 - 23 вторую группу излучателей 16 - 18 на поверхность грун- 4в та, золотники ставят в "плавающее" положение, и подают команду на приводы торцовых фрез излучателей 1618. Создав горизонтальные площадки

1од излучателями, фиксируют золотники 21 - 23 в нейтральном положении.

Для получения горизонтальных площадок под излучателями 14, 15 и

4 золотники 24 - 26 переводят в пла вающее положение, опирают транспортное средство на излучатели 16 - 18.

Проверяют по креномеру его горизонтальность, подают команды на приводы. торцовых фрез излучателем 14, 15 и 4 и, создав горизонтальные площадки под излучателями, золотники 25, 26 и

4 6

24 переводят в "нейтральное"положе" ние. После получения под излучателями двух групп 4, 14 и 15 и 16 - 18 горизонтальных площадок переключают одноходовые краны 27 - 29 в положение

"открыт", объединяя излучатели в три группы, которые расположены симметрично относительно центра тяжести транспортного средства и которыми производится управление одним иэ распределителей 19 или 20.

Применение предлагаемого изобретения позволит снизить уровень помех и увеличить отношение сигнал/ помеха.