Устройство блокировки двух рычагов управления систем самолета

Реферат

 

Устройство блокировки двух рычагов управления систем самолета, установленных на шарнирах с параллельными осями вращения, содержащее ограничители хода рычагов, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения массы, ограничители хода рычагов выполнены в виде поворотных планок, жестко соединенных друг с другом под прямым углом, причем ось поворота планок расположена между рычагами управления в плоскости, перпендикулярной осям шарниров рычагов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к ручным устройствам управления самолета и может быть использовано для взаимоблокировки рычага управления режимом двигателей и рычага управления тормозом винта. Известно устройство блокировки перемещения рычагов управления двигателями при включенной системе стопорения рулей самолета с целью воспрепятствовать ошибочному взлету самолета с застопоренными рулями [2] Недостатками данного устройства являются громоздкость конструкции и большой вес. Наиболее близким техническим решением является устройство блокировки двух рычагов управления систем самолета, установленных на шарнирах с параллельными осями вращения, содержащее ограничитель хода рычага, выполненный в виде Т-образной качалки [2] Недостатками описанного блокировочного устройства являются громоздкость конструкции, большой вес и отсутствие наглядной, надежной информации о положении системы блокировки, что может привести к аварийной ситуации в полете. Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение массы устройства блокировки двух рычагов управления систем самолета. Указанная цель достигается тем, что в устройстве блокировки двух рычагов управления систем самолета, установленных на шарнирах с параллельными осями вращения, содержащем ограничители хода рычагов, ограничители хода рычагов выполнены в виде поворотных планок, жестко соединенных друг с другом под прямым углом, причем ось поворота планок расположена между рычагами управления в плоскости, перпендикулярной осям шарниров рычагов. На фиг.1 показано устройство взаимоблокировки при заблокированном рычаге управления тормозом воздушного винта в положении "тормоз выключен"; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 устройство взаимоблокировки при заблокированном рычаге управления двигателем, находящимся в положении "Малый газ" и рычаге управления тормозом в положении "Тормоз включен"; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг.3. Устройство взаимоблокировки рычага управления двигателем и рычага управления тормозом воздушного винта состоит из откидной планки 1, являющейся ограничителем хода рычага включения тормоза воздушного винта 2, и откидной планки 3, являющейся ограничителем хода рычага управления двигателем 4. Откидные планки 1 и 3 жестко связаны между собой под прямым углом и установлены на оси 5, расположенной в плоскости, перпендикулярной осям 6 и 7 шарниров рычагов. Планка 1 пружиной 8 прижата к упору 8. На чертеже изображены также выключатель тормоза воздушного винта 10, тяга 11, идущая от рычага 4 к двигателю и корпус 12 узла рычагов и устройства взаимоблокировки. Устройство работает следующим образом. При необходимости увеличения оборотов двигателя рычаг 4 переводится против часовой стрелки согласно фиг.1. При этом откидные планки 1 и 3 не препятствуют перемещению рычага 4, но не дает возможности перевода рычага 2 по часовой стрелке в положение включения тормоза воздушного винта. Для включения тормоза воздушного винта рычаг 4 должен быть переведен в положение минимальных оборотов (показанное на фиг.1 крайнее), при этом планки 1 и 3 могут быть повернуты на 90o и перемещены в положение, показанное на фиг. 3. После поворачивания тормоз воздушного винта включается поворотом рычага 2 по часовой стрелке в положение, показанное на фиг.3. При этом планка 1 упирается на рычаг 2 и остается в положении, показанном на фиг.4, а планка 3 препятствует перемещению против часовой стрелки рычага 4, то есть осуществляет блокировку. Использование изобретения в устройстве взаимоблокировки рычагов управления систем самолета позволяет уменьшить габариты и вес устройства и исключить возможные ошибки экипажа в управлении самолетом за счет более четкой индикации положения рычагов управления, так как само устройство взаимоблокировки служит индикатором. За счет уменьшения веса устройства уменьшается и вес самолета, что позволяет увеличить его полезную загрузку, а это повысит экономичность воздушных перевозок. За счет уменьшения габаритов устройства повышаются удобства в работе экипажа.

Формула изобретения

Устройство блокировки двух рычагов управления систем самолета, установленных на шарнирах с параллельными осями вращения, содержащее ограничители хода рычагов, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения массы, ограничители хода рычагов выполнены в виде поворотных планок, жестко соединенных друг с другом под прямым углом, причем ось поворота планок расположена между рычагами управления в плоскости, перпендикулярной осям шарниров рычагов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000