Способ прокатки листов преимущественно на реверсивных толстолистовых станах

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

металлургии и Ново-Краматорский машиностроительный завод (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

НА РЕВЕРСИВНЫХ ТОЛСТОЛИСТОВЫХ СТАНАХ

Изобретение относится к черной и цветной металлургии, а именно к обработке металлов давлением и может быть использовано на реверсивных станах горячей и холодной прокатки.

Известен способ прокатки листов на реверсивных толстолистовых станах, включающий нагрев сляба, прокатку его в черновой и чистовой клетях, причем в последних проходах прокатку осуществляют с повышенными обжатиями

1Е (до 15-20 в каждом проходе) при пониженной температуре конца прокатки. (до 750-800 С) (1).

Известен также способ прокатки

1$ листов, включающий нагрев сляба, прокатку его в черновой и чистовой клетях и последующую прокатку раската в предварительно поджатых валках (2).

Для этой цели необходимо валки предварительно (до прокатки в этом проходе) сжать с помощью нажимных винтов. Однако при выходе заднего конца раската из валков при прокатке

\ произойдет их соударение, которое при. ведет либо к разрушению валков,-либо к резкому сокращению их службы.

Для устранения соударения валков при выходе раската применяют способ прокатки листов и лент на реверсивных станах с недокатом. При этом про. цессе валки останавливают с находящимся в них недокатом минимальной длины, производят поджатие валков с помощью нажимных винтов для уменьшения их раствора и прокатывают полосу в обратном направлении. Этот процесс повторяют до получения требуемой толщины листа. Затем отрезают от рас" ката передний и задний утолщенные концы. Этот способ прокатки, устраняя соударение валков, ухудшает технико-экономические показатели работы стана (увеличивается расходный коэффициент, уменьшается выход годного, снижается производительность стана, ухудшается точность прокатки) и при886

Допустимая скорость сближения валков зависит от усилия.предварителью ного поджатия валков, массы подвижных в вертикальном направлении деталей клети, геометрических параметров рабочих валков и прочностных характеристик их материала и определяет45 ся по следующей формуше:

50 где Р

ДОП

СЖ

3 900 меняется поэтому, в основном, при прокатке длинных. полос и лент, Цель изобретения - разработка способа прокатки листов в предварительно поджатых валках, при котором устраняется соударение рабочих валков при выходе из них раската и повышается срок службы валков, увеличивается выход годного и улучшается качество готовых листов.

Укаэанная цель достигается тем, . что в способе прокатки листов, включающем обжатие раската в предварительно поджатых горизонтальных валках, перед прокаткой раската Задний 1 конец его профилируют по ширине двойными, симметричными относительно оси раската скосами, длину которых апре" деляют из условия безопасного сближения рабочих валков при выходе раската из них при прокатке согласно уравнению М пр ск

zë д, „" (1) где - длина спрофилированного ск по ширине заднего конца раската до прокатки в данном проходе, мм;

- толщина основной, неспрофилированной части раската после прокатки его в данном проходе, мм; ч - скорость прокатки в данАР ном проходе, м/с;

v - допустимая скорость сблиcs жения валков при выходе из них раската во время прокатки, м/с;

). — усредненная, вытяжка спроК филированного участка раската, а ширина узкой грани спрофилированного заднего конца раската составляет

0,05-0,20 ширины раската.

Профилирование заднего конца раската по ширине осуществляют в виде выпуклой или прямолинейной трапеции.

На фиг. 1 изображен раскат, вид сбоку; на фиг. 2 -. спрофилированный задний конец- раската до обжатия, вид в плане; на фиг. 3 - то же после обжатия в клети с предварительным поджатием рабочих валков, вид сбоку; на фиг. 4 - спрофилированный конец раската после обжатия, вид в плане.

Н и В - соответственно толщина и ширина раската до прокатки;

4 Î и В1 - соответственно длина скоса и ширина узкой грани спрофилированного заднего конца раската до прокатки;

h и В - соответственно толщина и ширина основной части раската после прокатки;

Р. - длина спрофилированного заднего конца раската после прокатки; и 8,1 - соответственно толщина и ширина узкой грани спрофилированного зад5 него конца раската после прокатки.

Предложенный способ прокатки основан на том, что при неизменном растворе предварительно поджатых валков в. процессе обжатия раската с постепенно убывающей от В до В1 шириной спрофилированного заднего конца раската толщина его уменьшается от h до

h по мере выхода раската из валков.

Причем ширину В, = (0,05-0,2) В выбирают такой, чтобы при прокатке раската этой ширины с усилием поджатия валков РсК толщина его на выходе h< была соизмерима с упругой деформацией (сплющиванием) рабочих валков под полосой. В результате этого рабочие валки постепенно, с допустимой из условия прочности валков скоростью, сближаются до соприкосноS вения что исключает их соудаФ рение при выходе заднего конца раската. Aonicsn- V PAo Pea) (2) допустимая динамическая нагрузка на рабочие валки при их соприкосновении во время выхода заднего конца раската, тс; усилие предварительного поджатия рабочих валков перед прокаткой, тс;

5 9008 о - податливость рабочих валков на единицу нагрузки, мм/тс;

m — - масса верхних рабочих и опорных валков в сборе, тс с7мм.

Допустимая динамическая нагрузка определяется по формуле

Ог

Аоп к 6 1о

1О где И - предел текучести материала — рабочих валков, тс/мм;

К - коэффициент запаса (обычно принимается 1,6);

- длина бочки рабочих валков, „tS

b мм;

Ь вЂ” ширина площадки контакта рабочих валков при их соприкосновении (мм), которая определяется по формуле 26

Ь"-2 ЙЖ / (4) этреэают от него передний и задний спрофилированные концы раската.

Профилированием заднего конца раската на длине Рс до 0,6 м устраняется ударная нагрузка на рабочие валки при максимальной скорости прокатки

6 м/с и усилия поджатия валков до

1500 тс. . Таким образом, длина спрофилированного заднего конца раската, необходимая для предотвращения соударений валков, находится в пределах технологически необходимой длины торцовой обрезки при производстве толстолистовой стали и не влияет на увеличение расходного коэффициента. где,Π— коэффициент Пуансона, Е - модуль упругости материала рабочих валков, тс/мм ;

R ..- -радиус рабочих валков, мм.

Решая совместно уравнения (3) и (4), определяем величины Рд ц и Ь.

Податливость рабочих валков определяется по формуле

d = „((йи „+o,àîò)) (5)

Усредненная вытяжка заднего спрофилированного конца раската определяется иэ выражения И

%Л„.

{6)

И где 1=1,2,3,..... n - число участков, на которые разбиваем задний спро-ю филированный конец раската; Л„ — вытяжка каждого участка.

Предложенная форма профилирования раската по ширине позволяет получить трапециевидную форму заднего конца раската по толщине с уменьшением ее от h до h (фиг. 2). В этом случае усредненную вытяжку заднего конца раската можно определить по формуле

1=— (7)

K h+hq

В связи с тем, что толщина раската на выходе h соизмерима с упругой деформацией валков под полосой и, как правило, на порядок меньше величины

h, то можно с достаточной для практических целей точностью принять

2Н (8)

86 6

Пример. Сляб, нагретый в печи до температуры начала прокатки, прокатывают в черновой клети толстолистового стана до толщины, определяемой технологической инстоукцией. Затем раскат поступает для прокатки в чистовую клеть, где его обжимают в горизонтальных валках в несколько проходов. Если очередной проход, например последний, необходимо выполнить в валках с предварительным их поджатием, то перед этим проходом задний конец раската профилируют по ширине (фиг. 2) одним иэ известных способов: с помощью лазера, огневой резки, ножниц.и т.п. Параметры профилирования Яс „ и В заранее определяют по предложенной методике с использованием известных параметров процесса прокатки (Рс„к, Н, h, Vnp, и др.) и рабочей клети (m,ð, E, R, 6 и др.) и указывают их в технологической инструкции для каждого типоразмера прокатываемых листов. После профилирования раскат прокатывают в валках с предварительным поджатием.

Если прокатку выполняют с предварительным поджатием валков.в 2-х последних проходах, то перед каждым из них профилируют аналогичным образом соответствующий конец раската, являющийся задним для данного прохода.

При прокатке раската в предварительно поджатых валках в 3-х и более последних проходах дополнительное профилирование концов раската после первых

2-х таких проходов не требуется, так как оба конца раската будет уже иметь клиновидную форму по толщине, исключающую соударение рабочих валков при выходе из них раската. После прокатки в чистовой клети раскат посту-. пает на ножницы горячей резки, где

900886

Использование предложенного способа прокатки листов повышает срок службы валков на 15-203, что дает экономический эффект более

250 тыс. руб. в год. формула изобретения

) ДОП СБЛ Ск — длина спрофилированного по ширине заднего конца где

Способ прокатки листов, преиму- 10 щественно на реверсивных толстолистовых станах, включающий нагрев сляба, прокатку его в черновой и чистовой клетях и последующую прокатку раската в предварительно поджатых валках, 15 отличающийся тем, что, с целью улучшения качества листов и увеличения выхода годного, перед прокаткой раската задний конец его профилируют по ширине двойными, сим- 20 метричными относительно оси раската скосами, длину которых определяют из уравнения раската до прокатки в данном проходе, мм;

h - -толщина основной, непрофилированной части раската после прокатки его в данном проходе, мм; ч - скорость прокатки в данном пР проходе, м/с; ч - допустимая скорость сблисвл жения рабочих валков при выходе из них раската во время покатки, м/с; — усредненная вытяжка спрок филированного участка раската, а ширина узкой грани спрофилированного заднего конца раската составляет 0,05-0,2 ширины раската.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Толстолистовой стан 3600 Западно-Сибирского метзавода. Пояснительная записка 3353 ПЗ. НКМЗ, 1976, с. 109, 352.

2. Рокотян Е.С., Рокотян С.Е.

Знергосиловые параметры обжимных и листовых станов. "Металлургия, 1968, с. 162, 185.

900886

Составитель М. 6латова

Редактор Н. Гришанова Техред З.Фанта

Корректор А. Гриценко

Тираж 841 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб.,д. 4/5

Заказ 12246/4

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4