Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиин

Социепистичесимн

Республик

-ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (1 1) 901089 (61) Дополнительное к авт. синд-иу (51) М. Кл, В 80 К 3.7/08 (22)Заявлено 18,08,80 (2t) 2945612/27-13. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

В 60 К )7/10 феудврстккнный квинтет

СССР йо далам изобретений н открытнй

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень ¹к 4

Дата опубликования описания 02,02,82 (53) УДK82g, э-585. 1 .585.2 (ОЬР,8, (72) Авторы изобретения

К. Я. Львовский, А. М. Савин и И. А. Якименк

f (7f) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО CPEQCTBA

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к коробкам передач транспортных средств.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллепьный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфты на входном валу дпя связи

10 последнего с упомянутыми ведущими шестернями и систему управления фрикционнь-ми муфтами, состоящую из гидрораспредепителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с

l5 источником давления и соответствующими управляющими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозиционного гидроаппарата, два входа которого связаны магистралями с соответствующими выходами гидрораспредели» тепя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых дисков фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления уномя-нутого гидроаппарата 1j .

Недостаток этой коробки передач oîñ.- тоит в том, что в ней датчик отно -ите; ь.НоА угловой cKopocTH gHOKGB установлен в основной силовой цеци, передающей голную мощность двигателя. Он выполненв виде косозубой шестерни, установлен-. ной в низшей передаче коробки передач с возможностью осевого перемещения.

Сигнал о снижении относительной угловой скорости дисков до нуля этот датчик да .ет после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже олтимального момента времени подачи сигна=ла и приводит к увеличению работы буксования фрикпианной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальным вариантом разгона.

11ель изобретения — повышение-: до;!.-о-вечности путем иск|пачения воздействия на уломянутый датчик нагрузок.

Пель достигается тем, что упомянутая коробка передач снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде винтовой пары, одинэлемент которого связан с входным валом,, а другой — с ведущей шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого датчика, при этом 36 передаточное число дополнительного зуб-. чатого ряда меньше передаточного числа зубчатого ряда низшей передачи.

На чертеже представлена схема коробки передач и системы управления ею.

Коробка передач содержит ведущий вал

1, ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи и 5 и 6 высшей передачи, Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7, 36 имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу 1 тоже выполнена такая резьба 8. Вал l с резьбой 8 и шестерня

7 являются соответственно первым и вторым упомянутыми элементами датчика И относительно угловой скорости. Шестерня

7, павинчиваясь на резьбу 8 вала 1 или наоборот, свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеп- MI лении с шестерней 9, закрепленной на валу 2.

Низшая и высшая передача включаются и выключаются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба

8 вала 1 непосредственно связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестерню 9, вал 2 и пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфты. Пере- о паточное отношение от ведущих частей муфты 11 к первому элементу (резьбе 8) равно единице, а от ее ведомых частей ко второму элементу (к шестерне 7) меньше единицы, т.е. при совместном вращении ведущих и ведомых частей му м ты 11 второй элемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстрее первого.

Рабочая жидкость подается к муфтам

10 и 11 с помощью гидрораспределителя

12, соединенного магистралями 13 и 14 с муфтами. Магистрали 13 и 14 могут быть сообщены между собой с помошью управляемого двухпозиционного гидроап- $5 парата 15 и магистралей 16 и 17. Его золотник 18 связан с помощью рьгчага

19 с шестерней 7. К рычагу 19 присое

9 4 динена пружина 20 и привод 21 управления.

Коробка передач работает сле гу|ощим образом.

При трогании с места только на одной низшей передаче водитель устанавпи= вает гидрораспределитель 12 в положение, при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой 11 низшей передачи.

Золотник 18 под действием пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и

l7, т..е. отключая магистраль 13 от магистрали 14. Благодаря этому включается только одна муфта 11, чем обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала 1 и в процессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения.

При трогании с места на низшей передаче с кратковременным подключением высшей передачи водитель перед троганием с места, воздействуя через привод 21 на рычаг 19, переме щает шестерню 7 вправо до контакта резьбы в ступице шестерни

7 с резьбой 8 вала 1. Шестерня 7, связанная через шестерню 9 с валом 2, до начала разгона не вращается, а вал 1,,соединенный с двигателем, вращается с минимальной частотой. В результате контакта шестерни 7 с резьбой 8 шестерня

7, наворачиваясь на резьбу 8 вала l, перемещается вправо по валу до схода с резьбы 8 Дальнейшее перемещение шестерни 7 по валу ограничивается действием пружины 20, поджимающей шестерню

7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и 14.

В результате этого при сообщении магистрапи 13 с насосом (через гидрораспределитель 12) рабочая жидкость посту= пает в обе муфты 10 и 11. Разгон вала

2 и агрегата осуществляется этими двумя муфтами, что обеспечивает снижение удельной работы буксования, по сравнению с разгоном только на одной низшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости шестерня

7 под действием шестерни 9 начинает вращаться быстрее вала 1 и поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она наворачивается на вал 1, двигаясь влево по .залу и перемещая вправо золотник 18. Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 занимае под действием пру5 ОО10Ва жииы 20 исходное фиксированное положение. При этом золотник 18 разобшает магистрали 13 и 14, что обеспечивает выключение муфты 10 высшей передачи.

Подбор передаточного отношения кинематической связи (детали 3, 4, 2 и 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент времени отключения муфты 10 высшей передачи. При этом выполняюшее роль <0 датчика резьбовое соединение шестерни

7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена возникновением циркуляции мощности в силовой передаче. 15 1

При реализации на тракторах типа

К-701 и Т-15ОК экономический эффект устройства составит 500 тыс. руб. в год.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержашая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфты на входном валу для связи последнего с упомянутыми ведущими шестернями, и З@ систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственI ю связаны магистралями с источником давления и соответствуюшими управляющими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозициониого гидроаппарата, два выхода которого связаны магистралями с соответствую.цими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведуших и ведомых дисков фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связаным с органом управления упомянутого гидроаппарата, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью. повышения долговечюстн путем исключения воздействия на упомянутый датчик нагрузок, она снабжу дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которого связан с входным валом, а другой — с ведущей шестерней допотштельного зубчатого ря= да и органом управления упомянутого датчика, при этом передаточное число дополнительного зубчатого ряда меньше передаточного числа зубчатого ряда низшей передачи.

Источники информации, принятые во внимание нри зксцсртизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Ne 2361553/27-11, кл. В 60 К 17/10, 20.05.78.

901089

1:оставитель C. Белоусько

Редактор И. Ковальчук Техред Т.Маточка Корректор " "-. Де- я " Заказ l 2 278/ 1 4 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета ГСГР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4 :=

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4