Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства

Иллюстрации

Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства (патент 901137)
Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства (патент 901137)
Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства (патент 901137)
Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцквлксткческки

Респубики ()901(К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву

{22) Заявлено 07.05.80 (2 I ) 2932616/27-11 (51)М. КП.

В 62 D 37/04 с присоединением заявки М

9кудерстввеьб(квинтет

CCCP (23) Приоритет—

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 30.01.82 ав лелем изобретений я етерытвй (5З) УДК 627523. .4 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Суляев и В. Ф, Фнларетов в

Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В. В. Куйбышева (71 ) За я ви тель (54) УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному ма шиностроеиию, а именно к транспортным. средствам, предназначенным для движения по склонам и сильно пересеченной местности, и направлено на решение задачи повышения устойчивости транспортных средств.

Известно устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее механизм вертикальной стабилизации, управляемый сигналами маятникового датчика, -корпус которого шарнирно прикреплен к остову транспортного средства и снабжен тягой для наклона его относительно остова, свободным концом шарнирно присоединенной к механизму вертикальной стабилизации (1).

Недостатком этого устройства является его большая инерционность, сложность конструкции и, как следствие, малая надежность всей конструкции в целом. Кроме того, подобная схема вертикальной стабилизации требует усложнения кинематической цепи привода ведущих колес транспортного средства.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результа у является устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, управляемый датчиком крена (2) .

Недостатком этого устройства также явля. ется его инерционность.

Цель изобретения — уменьшение инерционности.

Эта цель достигается тем,. что устройство снабжено логическими элементамн И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов направляющей, раэмыкающей, размыкающне контакты каждого из которых включены между источником питания н одним из входов одного из элементов

И, другой вход каждого нз которых соединен с одним из выходов датчика крена, а выходы подключены ко входам сумматора, выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, причем балластный груз выполнен с резьбовым отверстием, а привод его перемещения солсржит двигатель з 901137 и связанный с его валом ходовой винт, проходящий через резьбовое отверстие груза.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства горизонтальной стабилизации .

Устройство содержит размещенные на остове 1, связанный с ходовой частью 2 транспортного средства усилитель 3, двигатель 4, датчик 5 крена, ходовой винт б и балластный груз 7, выполненный с резьбовым отверстием под этот винт. Устройство содержит также !О сумматор 8, первый 9 и второй 10 логические элементы И, источник 11 питания, первый

12 и второй 13 кольцевые выключатели с размыкающими. На остове 1 неподвижно установлена направляющая 14, по которой перв. мешается груз 7, находящийся в зацеплении с винтом 6, который механически связан с валом двигателя 4 посредством зубчатой передачи 15. Цепь управления двигателей 4 через усилитель 3 соединена с выходом сумматора

8, первый вычитающий вход которого соединен с выходом первого логического элемента И 9, а второй — с выходом второго логического элемента И 10. Первый вход первого логического элемента И 9 соединен с первым выходом датчика 5 крена, . закрепленного на остове 1, а второй вход — с источником Il литания через контакты первого выключателя 12. Первый вход второго логического элемента И 10 соединен со вторым выходом, датчика 5 крена, а второй вход — с источником 11 питания через контакты второго выключателя 13.

Устройство горизонтальной стабилизации работает следующим образом.

При наклоне остова транспортного средства

35 вправо с первого выхода датчика 5 крена поступает сигнал на первый вход первого логического элемента И 9, Поскольку на второй вход первого логического элемента

И уже подан сигнал от источника 1.1 питания через контакты выключателя 12, то на выходе упомянутого логического элемента

И 9 появляется сигнал, который, усилившись, приводит двигатель 4 ио вращение в том направлении, которое обеспечивает пере45 мещение груза 7 посредством винтовой передачи влево по. направляющей 14. Если при частичном смещении груза 7 влево остов не придет в вертикальное положение и с первого выхода датчика 5 крена будет посту.

50 пать сигнал на логический элемент И 9, то этот груз, дойдя до своего предельного левого положения, разомкнет контакт выключателя 12. В результате ирекращаегся подача сигнала на второй вход первого логического 55 элемента И 9, a c©л е .д,оoв а»тTtе.л ьhнHо, и н» цепь управления двигателем 4. При исрсмешепии груза 7 влсво исремеш»ется влево и центр тяжести остова, что обеспечивает его большую устойчивость при наклоне вправо.

При наклоне ocT0sa влево со второго выхода датчика 5 крена поступает сигнал на первый вход второго логического элемента

И 10. В результате на цепь управления двигателем 4 поступает усиленный ситнал противоположного знака, так как на второй вход упомянутого логического элемента И 10 поступает также сигнал от источника 11 литания через контакты выключателя 13. Под действием сигнала управления двигатель 4 вращается в противоположном направлении и перемещает груз 7 по направляющей 14 вправо с помощью винта 6. Перемещение груза впрнво происходит или до прекращения подачи сигнала оо второго выхода датчика 5 крена (в случае вертикального расположения остова 1) или до размыкания грузом 7 контактов выключателя 13.

Таким образом, введение в состав устройства горизонтальной стабилизации ходового винта, сумматора, первого и второго логических элементов И, источника питания, первого и второго выключателей с размыкающими контактами аихвиатически обеспечивает устойчивость (горизонтальную стабилизацию) транспортных средств достаточно простым, малоинерциоиным и быстродействующим устройством.

Техническая реализация предлагаемого устройства не вызывает затруднений, поскольку в ней используются типовые электронные и электромеханические элементы.

Устройство горизонтальной стабилизации успешно может быть использовано не только в колесных транспортных средствах, но и в аппаратах других видов. Например, для горизонтальной стабилизации подвижных аппаратов, у которых может нарушаться горизонтальная устойчивость за счет изменения положения центра тяжести, вызванного работой манипулятора этого аппарата с предметами различного веса и габаритов, Формула изобретения Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменыпения инерционности, оно снабжено логическими элементами И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов наиравляюшей, раэмыкающие контакты каждого из которых включены между источником иитания и одним из входов одного из элементов И, другой вход каждого из которых соединен с одним

Составитель Л. Цобан

Техред М.Рейвес Корректор С. ИЬмак

Редактор Н. Кешеля

Тираж 679 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 12282/16

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 901

Ъ иэ выходов датчика крена, а выходй пайапачены ко входам сумматора, выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, причем груз выполнен с резьбоаым отверстием, а привод его перемещения содержит двигатель и связанный с его лалом ходовой винт, проходящий через реэьбовое отверстие груза.

137 d

Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе

У

1. Авторское свидетельство СССР У 572396, кл. В 62 О 49/08. 1975.

2. Авторское свидетельство CCCPN 397411,: кл. В 62 0 37/04, 1972.