Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцквлксткческки

Респубики ()901(К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву

{22) Заявлено 07.05.80 (2 I ) 2932616/27-11 (51)М. КП.

В 62 D 37/04 с присоединением заявки М

9кудерстввеьб(квинтет

CCCP (23) Приоритет—

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 30.01.82 ав лелем изобретений я етерытвй (5З) УДК 627523. .4 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Суляев и В. Ф, Фнларетов в

Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В. В. Куйбышева (71 ) За я ви тель (54) УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному ма шиностроеиию, а именно к транспортным. средствам, предназначенным для движения по склонам и сильно пересеченной местности, и направлено на решение задачи повышения устойчивости транспортных средств.

Известно устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее механизм вертикальной стабилизации, управляемый сигналами маятникового датчика, -корпус которого шарнирно прикреплен к остову транспортного средства и снабжен тягой для наклона его относительно остова, свободным концом шарнирно присоединенной к механизму вертикальной стабилизации (1).

Недостатком этого устройства является его большая инерционность, сложность конструкции и, как следствие, малая надежность всей конструкции в целом. Кроме того, подобная схема вертикальной стабилизации требует усложнения кинематической цепи привода ведущих колес транспортного средства.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результа у является устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, управляемый датчиком крена (2) .

Недостатком этого устройства также явля. ется его инерционность.

Цель изобретения — уменьшение инерционности.

Эта цель достигается тем,. что устройство снабжено логическими элементамн И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов направляющей, раэмыкающей, размыкающне контакты каждого из которых включены между источником питания н одним из входов одного из элементов

И, другой вход каждого нз которых соединен с одним из выходов датчика крена, а выходы подключены ко входам сумматора, выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, причем балластный груз выполнен с резьбовым отверстием, а привод его перемещения солсржит двигатель з 901137 и связанный с его валом ходовой винт, проходящий через резьбовое отверстие груза.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства горизонтальной стабилизации .

Устройство содержит размещенные на остове 1, связанный с ходовой частью 2 транспортного средства усилитель 3, двигатель 4, датчик 5 крена, ходовой винт б и балластный груз 7, выполненный с резьбовым отверстием под этот винт. Устройство содержит также !О сумматор 8, первый 9 и второй 10 логические элементы И, источник 11 питания, первый

12 и второй 13 кольцевые выключатели с размыкающими. На остове 1 неподвижно установлена направляющая 14, по которой перв. мешается груз 7, находящийся в зацеплении с винтом 6, который механически связан с валом двигателя 4 посредством зубчатой передачи 15. Цепь управления двигателей 4 через усилитель 3 соединена с выходом сумматора

8, первый вычитающий вход которого соединен с выходом первого логического элемента И 9, а второй — с выходом второго логического элемента И 10. Первый вход первого логического элемента И 9 соединен с первым выходом датчика 5 крена, . закрепленного на остове 1, а второй вход — с источником Il литания через контакты первого выключателя 12. Первый вход второго логического элемента И 10 соединен со вторым выходом, датчика 5 крена, а второй вход — с источником 11 питания через контакты второго выключателя 13.

Устройство горизонтальной стабилизации работает следующим образом.

При наклоне остова транспортного средства

35 вправо с первого выхода датчика 5 крена поступает сигнал на первый вход первого логического элемента И 9, Поскольку на второй вход первого логического элемента

И уже подан сигнал от источника 1.1 питания через контакты выключателя 12, то на выходе упомянутого логического элемента

И 9 появляется сигнал, который, усилившись, приводит двигатель 4 ио вращение в том направлении, которое обеспечивает пере45 мещение груза 7 посредством винтовой передачи влево по. направляющей 14. Если при частичном смещении груза 7 влево остов не придет в вертикальное положение и с первого выхода датчика 5 крена будет посту.

50 пать сигнал на логический элемент И 9, то этот груз, дойдя до своего предельного левого положения, разомкнет контакт выключателя 12. В результате ирекращаегся подача сигнала на второй вход первого логического 55 элемента И 9, a c©л е .д,оoв а»тTtе.л ьhнHо, и н» цепь управления двигателем 4. При исрсмешепии груза 7 влсво исремеш»ется влево и центр тяжести остова, что обеспечивает его большую устойчивость при наклоне вправо.

При наклоне ocT0sa влево со второго выхода датчика 5 крена поступает сигнал на первый вход второго логического элемента

И 10. В результате на цепь управления двигателем 4 поступает усиленный ситнал противоположного знака, так как на второй вход упомянутого логического элемента И 10 поступает также сигнал от источника 11 литания через контакты выключателя 13. Под действием сигнала управления двигатель 4 вращается в противоположном направлении и перемещает груз 7 по направляющей 14 вправо с помощью винта 6. Перемещение груза впрнво происходит или до прекращения подачи сигнала оо второго выхода датчика 5 крена (в случае вертикального расположения остова 1) или до размыкания грузом 7 контактов выключателя 13.

Таким образом, введение в состав устройства горизонтальной стабилизации ходового винта, сумматора, первого и второго логических элементов И, источника питания, первого и второго выключателей с размыкающими контактами аихвиатически обеспечивает устойчивость (горизонтальную стабилизацию) транспортных средств достаточно простым, малоинерциоиным и быстродействующим устройством.

Техническая реализация предлагаемого устройства не вызывает затруднений, поскольку в ней используются типовые электронные и электромеханические элементы.

Устройство горизонтальной стабилизации успешно может быть использовано не только в колесных транспортных средствах, но и в аппаратах других видов. Например, для горизонтальной стабилизации подвижных аппаратов, у которых может нарушаться горизонтальная устойчивость за счет изменения положения центра тяжести, вызванного работой манипулятора этого аппарата с предметами различного веса и габаритов, Формула изобретения Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменыпения инерционности, оно снабжено логическими элементами И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов наиравляюшей, раэмыкающие контакты каждого из которых включены между источником иитания и одним из входов одного из элементов И, другой вход каждого из которых соединен с одним

Составитель Л. Цобан

Техред М.Рейвес Корректор С. ИЬмак

Редактор Н. Кешеля

Тираж 679 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 12282/16

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 901

Ъ иэ выходов датчика крена, а выходй пайапачены ко входам сумматора, выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, причем груз выполнен с резьбоаым отверстием, а привод его перемещения содержит двигатель и связанный с его лалом ходовой винт, проходящий через реэьбовое отверстие груза.

137 d

Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе

У

1. Авторское свидетельство СССР У 572396, кл. В 62 О 49/08. 1975.

2. Авторское свидетельство CCCPN 397411,: кл. В 62 0 37/04, 1972.