Сочлененное транспортное средство

Иллюстрации

Сочлененное транспортное средство (патент 901138)
Сочлененное транспортное средство (патент 901138)
Сочлененное транспортное средство (патент 901138)
Сочлененное транспортное средство (патент 901138)
Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцналнстнческни

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()))901138 (61) Дополнительное к авт. с вид-ву (51) М. Кл. (22) Заявлено 20.03.80 (21) 2898335/27 11 с присоединением заявки М

В 62 D 53/04

Гооуяарствснный квинтет

СССР (23) Приоритет во авлаи нзобрвтеннй н открытий

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень .1)1е 4

Дата опубликования описания 30.01.82 (1з3) А@К 629.114. .3 (088.8) (72) Автор изобретения

Л. П. Дрыгин (7l ) Заявитель

Центральный научно-исследовательский и проект) механизации и энергетики лесной промышленности т (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕЛСТ11О

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной грузоподъемности типа автопоезда, использующимся, в частности, для перевозки дорожно-строительных и карьерных материалов по дорогам, включающим труднопроходимые участки бездорожья и крутые

5 подъемы, например, при строительстве автомобильных лесовозных дорог.

Известно сочлененное транспортное средство, содержащее тягач. грузовой полуприцеп

1О и шарнирно связанный с тягачом дополнительный полуприцеп, оборудованный приводной посредством силового цилиндра кареткой для опирання на нее через опорно-сцепное устройство грузового полупрнцепа 11).

Недостатком известного транспортного средства является то, что при движении его на подъем перемещение каретки с опорносцепиым устройством вперед при полной загрузке автопоезда вызывает опасную перегрузку задней оси тягача, передняя ось тягача при этом остается недостаточно загруженной.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства путем увеличения тягового усилия на труднопроходимых местах. . Поставленная цель достигается тем, что рама дополнительного полуприпепа выполнена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости посредством упомянутого силового цилиндра привода каретки.

На фиг. 1 показано транспорпгое средство, вид сбоку: на фиг. 2 — дополнительный полуприцеп, вид сверху; на фиг. 3 — сечение

А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — вариант соединения силового цилиндра с задним мостом тягача; на фиг. 5 — сечение Б-Б на фиг. 4.

Транспортное средство включает тягач 1, дополнительный полуприцеп 2 и грузовой полупрнцеп 3. Полуприцеп 2, содержащий раму 4, опирается на колесную ось 5 н посредством шарнира 6 соединен с шасси 7 тагача 1 ° на котором установлены упоры 8, ограничиваюшие поворот полупрнцепа 2 в горизонтальной плоскости.

Грузовой полуприцеп 3 передней частью посредством опорно-сцепного устройства 9 соединен с рамой 4 полуприцепа 2 так, чтобы

901138

3 нагрузка на нее ооеспечивала необходимую раэвеску по осям.

Опорно-сцепное устройство 9, предпочтительно шарнирно-шарового типа, включает шкворень 10, закрепленный в раме полуприцепа 3, и каретку 11, установленную в продольных направляющих 12 передней части рамы 4. Каретка 11 через штангу 13 и проушины 14 связана с силовым цилиндром 15, шарнирно соединенным с задним мостом lб тягача 1 внецентренно относительно шарнира б.

Па раме 4 имеются упоры 17 и 18, фиксирующие крайние положения каретки 11 (1 и II). Шасси тягача 1 снабжено двумя колесными осями: передней 19 и задней 20. В эле- !5 ментах конструкции полуприцепа 3 шарнирно. установлен галреп 21, имеющий воэможность соединяться с рамой 4 полуприцепа 2.

На фиг. 4 и 5 показан вариант расположения силового цилиндра 15. Корпус 22 цилиндра с цапфами 23 установлен в направляющих !2 задней части рамы 4 полуприцепа 2.

Посредством цапф 23, размещенных в продольных пазах 24 рамы 4, и тяг 25 силовой цилиндр 15 соединяется с задним мостом тяга. ча 1, Тяги 25 могут быть упругими, гибкими или жесткими, регулируемыми по длине.

Устройство работает следующим образом, Силовой цилиндр 15 перемещает по направляющим 12 рамы 4 каретку 11 из положения I в положение ll (или любое д! угое промежуточное положение). Это приводит к увели. чению нагрузки, передаваемой полуприцепом 3 на шасси тягача 1, а ось 5 полуприцепа 2 частично раэгружается.

3$

Одновременно, вследствие внецеитреиного относительно шарнира б действия силы, в силовом цилиндре 15 (фиг. 1) или в тягах 25 (фиг. 4) происходит опускание рамы 4 полуприцепа 2 и выравнивание осевых нагрузок

40 тягача 1. При этом задняя ось 20 тягача освобождается от излишней нагрузки, а передняя ось 19 нагружается дополнительно, Зля облегчения маневров поезда с порожним полуприцепом 3 полуприцеп 2 отжимается цилиндром 15 до вывешивания колес, что приводит к увеличению общей сцепной массы тягача I и. частично разгрузке передней оси 19.

При буксовании тягача 1 на труднопроходимых участках пути предусматривается воз- 50 можность самостоятельного ступенчатого перемещения ("самовытаскивания") транспортного средства. При этом система тягач 1 — полуприцеп 2, имеющая болыпую сцепную массу,,чем полуприпеп 3, тормозится. Опорно-сцепное s5 устройство 9 перемегцается вместе с полуприцепом 3 посредством гидроцилиндра 15. За4 тем тормозится полуприцеп 3, тягач 1 трогается вперед и при этом дополнительно подталкивается гидроцилиндром 15.

В отцепленном состоянии система полуприцепов 2 и 3 удерживается в положении, удобном для последующего соединения с тягачом

1 с помощью талрепа 21, соединяющего полуприцеп 3 с рамой 4 полуприцепа 2. После соединения системы полуприцепов 2 и 3 с тягачом 1 талреп 21 отсоединяется от одного из полуприцепов и закрепляется на другом.

Таким образом, такая схема транспортного средства, благодаря механизму перемещения опорно-сцепного устройства 9 грузового полуприцепа 3 вдоль рамы 4 дополнительного полуприцепа 2 и воздействию силового цилинд. ра 15 на полуприцеп 2, позволяет передавать на тягач 1 увеличенную нагрузку от грузового полуприцепа 3, т.е. компенсировать потерю тягачом I сцепной массы и увеличивать ее дополнительно при движении на подъем, сохраняя цри этом оптимальное распределение осевых нагрузок поезда. Следовательно, оперативно обеспечивается эффективное повышение тягово-сцепных качеств транспортного средства при движении на трудных участках пути.

Использованием механизма перемещения опорно-сцепного устройства 9 для "самовытаскивания" транспортного средства еще более повышает его проходимость по сравнению с известными машинами.

Экономический эффект от эксплуатации одной машины на строительстве автомобильных лесовозных дорог по предварительным расчетам составит 5,9 тыс,руб. в год.

Формула изобретения

Сочлененное транспортное средство, содержащее тягач, грузовой полуприцеп и шарнирно связанный с тягачом дополнительный полуприцеп, оборудованный приводной посредством силового цилиндра кареткой для опирания на нее через опорно-сцепное устройство грузового полуприцепа, опорно-сцепное устройство грузового полуприцепа, о т л и ч а ю ш ее с я тем, что, с целью повышения его проходимости путем увеличения тягового усилия на труднопроходимых местах, рама дополнительного полуприцепа выполнена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости посредством упомянутого силового цилиндра привода каретки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Н 2776846, кл. 280 — 407, 1957 (лпототип).

Составитель В. Таубер

Техред T.Màòî÷êà Корректор С. Шомак

Pe. ta к тор Н. Кешеля

Тираж 679 Подли слое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2282/16

Филиал ПНП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4