Рабочий орган роторного экскаватора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сею з Севетсник

Сециаяистичеенин

Распубпин (и 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.04. 80(23) 2917909/29-03 с присоединением заявки,яа (23) Приоритет

Опубликовано 30. 01. 82. Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 30.01. 82 (51)N. Кл.

Е 02 F 3/24

Ваударатаанньй камнтат

СССР во делам лзабратаннЯ н атарыта1 (53) УДК 621. 879. .48(088.8) "(72) Авторы изобретения

П.И.Кутьков, В.А.Коробкин и С.П.Подгайны

Донецкий филиал-научно-исследовательского института Иинистерства черной металлургии УССР (7I) Заявитель (54) РАБОЧИЙ ОРГАН РОТОРНОГО ЭКСКАВАТОРА

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к механизмам для разработок грунтов или полезных ископаемых .

Известно устройство для крепле ния рабочего колеса, которое включает роторное колесо, .вал с цилиндрической опорной поверхностью, шлицы между соединяемыми деталями,гайку, винт и стопорную шайбу. Во время работы устройства даже в условиях вибраций и ускорений гайка не может отвернуться в связи с наличием на гайке и винте резь6 противоположного направления 11.

Недостатком устройства является сложность изготовления отдельных деталей ввиду повышенных требований к точности обработки, малая нагрузочная способность в отношении осевых нагрузок.

Наиболее близким к предлагаемому является рабочий орган роторного экскаватора, который включает ротор ное колесо со ступицей, установленное на главном валу между ее буртом и полым валом редуктора, разрезные конусные втулки, больший торец одной

S из которых оперт на бурт,а другойна торец полого вала редуктора,причем внутренние поверхности по краям ступицы выполнены конусными по форме раэрезных втулок, а на свободном торце полого вала и на главном вале со стороны бурта установлены соответственно торцовая шайба и упорное кольцо, имеющие сквозные отверстия под натяжные балты 23.

Недостатком устройства является конструктивная сложность, обуслов", ленная применением двух конусных втулок и двух торцовых шайб, двух конусов в ступице, которое усложняет технологию ее изготовления, низкая надежность и нагрузочная способность.при передаче больших крутящих моментов ввиду использования в соез 90 динении только непосредственно заклиниеаемых втулок.

Цель изобретения - упрощение монтажа и повышение надежности соединения, о

Поставленная цель достигается тем, что в рабочем органе роторного экскаватора, включающем роторное коаесо и ступицу с коническим участком на одном конце, главный вал, разрезную конусную втулку, упорную шайбу с отверстиями, ступица с одного конца выполнена с цилиндрической расточкой, а главный.вал - с двумя коническими поверхностями, одна из которых имеет шпанку и соединена с коническим участком ступицы, а другая ко" ническая поверхность - с разрезной конусной втулкой расположена с за" зором в цилиндрической расточке ступицы, при этом в упорной шайбе выполнены дополнительные отверстия под болты, часть из которых упирается в торец разрезной конусной втулки, а другая часть соединяет упругую шайбу с главным валом.

При этом внутренняя поверхность разрезной конусной втулки выполнена конической, а наружная - цилиндрической и имеет продольные пазы, равномерно распределенные по ее периметру °

На фиг. 1 изображен рабочий орган, разрез по главному валу; на фиг. 2,разрезная конусная втулка.

Рабочий орган включает роторное колесо 1, ступицу 2 с цилиндрической проточкой и конусной поверхностью, главный вал 3, конические посадочные поверхности 4 и 5, разрезную конусную втулку 6, упорную шайбу 7, натяжные

8 и упорные 9 болты. Внутренняя поверхность втулки 6 выполнена конической, а наружная - цилиндрической и снабжена продольными пазамй 10, равномерно распространенными на ее периметру. Главный вал 3 выполнен с двумя коническими посадочными поверхностями 4 и 5, одна из которых (4)снабжена шпанкой 11 и соединена с коническим участком ступицы, а другая (5)введена с зазором в цилиндрическую расточку ступицы 2 и оснащена разрезной конусной втулкой ° В упорной шайбе 7 выполнены расположенные . концентрическими рядами отверстия.

Отверстия наружного ряда связаны резьбовым соединением с упорными болтами 9, концы которых упираются

1388

45

40 в торец разрезной конусной втулки.6.

Черезотверстия внутреннего ряда, лишенные резьбы свободно пропущены натяжные болты, соединяющие упорную шайбу с торцом главного вала 3. Крутящий момент на главный вал 3 передается с редуктора 12 привода роторного колеса на главный вал, затем с помощью шпанки ll и натяга на посадочных поверхностях 4 и 5 вала 3, ступицы

2 и конусной втулки 6 крутящий момент передается роторному колесу l.

Соединение роторного колеса с главным валом осуществляют следующим образом.

Предварительно на главный вал 3 насаживают ступицу 2 и разрезную конусную втулку 6, после чего осуществляют напрессовку ступицы 2 на коническую поверхность 4 вала 3 и последующую запрессовку втулки 6 в зазор между валом 3 и ступицей 2.

Причем указанную напрессовку производят опорной шайбой 7 и болтами 8.

Преимуществом при сборке такого рабочего органа является то, что ступицу 2 располагают вершиной ее конуса в сторону упорной шайбы 7 и посредством упорной. шайбы 7 осуществляют насадку ступицы 2 на главный вал 3 до взаимного упора конус" ной поверхности 4 с конусной поверхностью ступицы 2, затем торцами упорных болтов 9, опирающихся на шайбу

7 своей резьбой, эапрессоеывают разрезную втулку 6,в зазор между ступицей.2 и главным валом 3, обеспечивая равномерную выработку люфта эа счет продольных пазов 10 (фиг. 2).

Применение изобретения благодаря конусным поверхностям 4 и 5 на главном валу 3 и конусным поверхностям на ступице 2 и разрезной втулке 6, а также продольным пазам 10 при осевом перемещении ступицы 2 и разрезной конусной втулки 6 с помощью упорной шайбы 7 и натяжных 8 и упорных 9 болтов обеспечивает плот-. ное безэазорное соединение ступицы

2 роторного колеса 1 с главным валом 3. Наличие в соединении шпонки 11 позволяет передавать значительные крутящие моменты, что в совокупности обеспечивает его высокую надежность в работе. Конструктивная и технологическая простата, низкие требования к точности изготовления деталей снижают трудоемкость их изФормула изобретения

ВНИИПИ Заказ 12314/28 Тираж 710 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

9 готовления. Автономная независимая сборка роторного колеса 1 и редукто-.. ра 12 на главном валу 3 дает возможность упростить монтажные работы и нетребуемых высокой точности, а вместе с тем уменьшить трудоемкость монтажа и демонтажа.

1. Рабочий орган роторного экскаватора, включающий роторное колесо и ступицу с коническим участком на одном конце, главный вал,разрезную втулку, упорную шайбу с отверстиями, упорные и натяжные болты, отличающийся тем, что с целью повышения надежности работы и улучшения условий монтажа, ступица с одного конца выполнена с цилиндрической расточкой, а главный вал - с двумя коническими поверхностями, одна из которых имеет шпонку и соединена с коническим участ01388 6 ком ступицы, а другая расположена с зазором в цилиндрической расточке ступицы, при этом в упорной шайбе выполнены дополнительные отверстия, в которых размещены болты, часть из которых установлена с возможностью взаимодействия с торцом разрезной конусной втулки, а другая часть - меж ру упорной шайбой с главным валом.

1о 2. Рабочий орган по и. 1, о т .-. л и ч а ю щ и " с я тем, что, с целью обеспечения равномерного натяга по сопрягаемым поверхностям, внутренняя поверхность разрезной конусм ной втулки выполнена конической, а наружная - цилиндрической и имеет продольные пазы, равномерно распределенные по ее периметру.

Источники информации, щ принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 345297, кл. Е 04 0 29/2. 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

N 591555, кл. E 02 F 3/24, 1972 д (прототип).