Датчик положения рабочего органа землеройно-транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07, 04.80 (21) 2905780/29" 03 с присоединением заявки Лв(23) П риоритетОпубликовано 30.01.82. Бюллетень J% 4

Союз Советскик

Социалистических

Республик (((>901416 (5l )A%. К,и.

Е 02 F 9/20

Воудяретввияый коиктвт

СССР ао двяян изобрвтвиий и открытий (53) УДК á21. 879.

4(088.8) Дата опубликования описания 30. Of. 82 (72) Автора изобретения

Ю. С. Козлов, Ю.П. Егоров, В. Б. Кудиш и Е.И. Шейнин

Научно-производственное объединение " НИИЗЕИИАВн

Иинистерства строительного, дорожного и коммунального . машиностроения СССР (71) Заявитель (54) ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА . ЗЕИЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИАШИНН

Изобретение относится к землеройной технике, в частности к много . ковшовым траншейным дреноукладчикам с цепным рабочим органом и к бестраншейным дреноукладчикам с ножевым ра" бочим органом.

Известен датчик высотного положения рабочего органа, подвешенный шарнирно на кронштейне рамы рабочего органа и состоящий из корпуса с элект" о рическими переключателями и. вала с коленчатым щупом, опирающимся на ко" пирный трос Г1 1.

Недостатком этого датчика является то, что при значительной длине щупа отмечается недостаточная жесткость его конструкции и повышенный вес.

Недостаточная жесткость конструкции приводит к значительным деформациям щупа и его колебаниям;., связанными с недопустимыми динамическими ошибками поддержания заданного положения рабочего органа. Повышенный вес щупа вызывает существенную статическую и динамическую нагрузки на копирный трос и на подшипниковый узел датчика, способствующие увеличению сил трения, и, как следствие этого, снижению точности поддержания заданного положения рабочего органа.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является датчик положения рабочего органа землеройно-транспортной машины, включающий валик и кронштейн с контргрузом и дополнительной опорой(2).

Эта конструкция датчика позволяет уменьшить длину щупа и более равномерно распределить нагрузку на опоры.

Однако недостатками датчика является то, что щуп его жестко соединен с валиком датчика посредством промежуточного вала, проходящего через дополнительную.третью опору. Наличие жесткого трехопорного вала .в данной конструкции препятствует свободному повороту щупа при взаимных деформаф жатия щупа к копирному тросу 12 и избежания его прогиба.

Датчик работает следующим образом.

При подъеме или опускании рабочего органа 1 соответственно поднимается или опускается шарнир с закрепленным в нем уравновешенным посредством контргруэа 2 кронштейном 3 с установленными на нем элементом 4 и дополнительной опорой 5.

При этом щуп 9, оставаясь лежать на неподвижном копирном тросе 12, поворачивает посредством коленчатого рычага 6 валик 7 датчика, в результате чего переключающее устройство элемента подает сигнал на включение исполнительного механизма. Действие исполнительного механизма приводит к вертикальному перемещению рабочего органа в направлении устра нения возникшего отклонения щупа от заданного положения.

В предлагаемом датчике высотного положения связь между валиком датчи ка и щупом выполнена в виде самоустанавливающегося механизма, использование которого приводит к уменьшению нагрузки на копирный трос и подшипниковый узел датчика.

Это следует из того, что коленча" тый рычаг 6, установленный на вали- ке 7 датчика, опирается свободно на коромысло 10 щупа 9 и не вызывает тем самым дополнительных перекосов вала к появлению сил, препятствующих повороту myna 9. Масса поворотной части щупа с опирающимся на него коленчатым рычагом 6 уравновешивается грузом 11 и поэтому дополнительная нагрузка от массы рычага 6 на копирный трос 12 не передается.

При изменении размеров устройства, вызванных температурными деформациями, вибрациями, износом, имеющих место при эксплуатации землеройных машин, связь валика датчика со щупом,- выполненных в виде самоустанавливающего механизма, не нарушает работу датчика высотного положения.

Этим обеспечивается более высокая точность управления высотным положением рабочего органа.

Использование датчика BblcoTHofo положения снижает погрешность укладки дренажа, что позволит увеличить срок его службы и снижает эксплуатационные расходы при использовании дренажных систем.

3 90141.6 циях кронштейна и вала вследствие изменения температуры, действия инерционных помех, износа, ошибок при сборке и ремонте. Выполнение третьей опоры в виде сложного шарнира с большим числом степеней свободы для обеспечения свободного поворота вала при наличии деформаций, перекосов и биения вала затруднено из-за отсутствия надежных средств защиты по" 1в добных шарниров от грязи и пыли, Кроме этого, установка промежуточных муфт для соединения валов еще более усложняет практическую реали,зацию подобной конструкции, так как 1 установка жестких муфт вызывает дополнительные перекосы валов, а свободные муфты приводят к появлению люфтов, которые при учете передаточного отношения от углового поворота вала к высотному перемещению контактной части щупа приводят к уменьшению точности поддержания заданного положения рабочего органа.

Целью изобретения является повышение точности поддержания заданного положения рабочего органа.;

Поставленная цель достигается тем, что датчик положения рабочего органа эемлеройно-транспортной машины,включающий валик и кронштейн с контргрузом и дополнительной опорой, в котором размещен вал с закрепленным на конце щупом, имеющим коромысло и контактную часть и связанным с вали35 ком, связь валика со щупом выполнена в виде коленчатого рычага, один конец которого связан с валиком, а другой установлен с возможностью взаимодействия с коромыслом.

На чертеже показан датчик во взаимодействии с рабочим органом 1 машины.

Устройство содержит контргруз 2, кронштейн 3 с установленным на нем чувствительным элементом 4 и дополнительной опорой 5.

Элемент 4 представляет собой сигнальное устройство и состоит из корпуса, закрепленного на кронштейне 3 и коленчатого рычага 6, установленного на валике 7 и способного nosopa- 1 чиваться относительно своей оси.

В дополнительной подшипниковой опоре 5 пропущен вал 8 с закрепленным на конце щупом 9, на коромысло 10 которого опирается коленчатый рычаг 6 датчи- ка.

Щуп 9 уравновешен грузом 11 для регулирования необходимого усилия при901416 6 чего органа, связь валика со щупом выполнена в виде коленчатого рычаДатчик положения рабочего органа ra, один конец которого связан с ваземлеройно-транспортной машины,вклю- ликом,а другой установлен с возможчающий валик и кронштейн с контргру " ю ностью взаимодействия с коромыслом. зом и дополнительной опорой, в кото- Источники инФормации, ром размещен вал с закрепленным на принятые во внимание при экспертизе. конце щупом, имеющим коромысло и 1. Авторское свидетельство CCCP контактную часть и связанным с ва- 11 269800, кл. Е 02 Р 3/16, 1971. ликом, отличающийся тем, 10 2. Авторское свидетельство СССР что, с целью повышения точности под- 11 306231, кл. Е 02 Р 9/20, 1968 держания заданного положения рабо- (прототип).

Составитель Н.Туленинов

Редактор А.Власенко Техред Т.Маточка . Корректор Г.Назарова

Заказ 12316/30 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4