Устройство для торможения асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.04.80 (21) 2933058/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
Н 02 P 3/20
Государственный комлтет
СССР
Опубликовано 30.01.82. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 05.02.82 (53) УДК621 337. 52 (088 .8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
В. Ф. Ахламов, В. С. Боев и В. И. Горбенко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах переменного тока различных механизмов, в которых необходимо производить быструю остановку двигателя.
Известно устройство для торможения асинхронного двигателя, содержащее реверсивный коммутатор в цепи статора двигателя, датчики тока и напряжения, выходы которых через усилитель подключены к релейному элементу управления коммутатора 1). едостатком известного устройства является его низкая точность управления коммутатором и необходимость индивидуально для каждого типа двигателя подбор параметров датчика тока. 15
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для торможения асинхронного двигателя, содержащее коммутатор включения двигателя, соединяющего три фазы обмотки статора с источником пере20 менного тока, коммутатора торможения, подключенного к обмотке статора, командоаппарат, один вход которого соединен с управляющим входом коммутатора включения, два датчика напряжения, выходы которого через усилители подключены к блоку логики, соединенного с управляющим входом коммутатора торможения (2) .
Недостатком этого устройства является сложность и низкая надежность в связи с тем, что датчиками напряжения помимо измерения ЭДС обмотки статора двигателя в процессе его выбега измеряют и напряжение источника переменного тока, а поэтому усложняется схема управления в связи с необходимостью разделения указанных сигналов, преобразования измеренных сигналов производится по двум каналам, причем торможение сопровождается с дополнительной нагрузкой в кинематической цепи, так как тормозной момент имеет завышенное значение.
Цель изобретения — упрощение и повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для торможения асин хронного электродвигателя, содержащее основной коммутатор, соединяющий три фазы звезды,-обмотки статора с источником переменного тока, коммутатор торможения, подключенный к первой и второй фазе обмотки статора, командоаппарат, один выход кото902183
10
Формула изобретенич рого соединен с управляющим входом основного коммутатора, и датчик напряжения, дополнительно введены дифференцирующий элемент и элемент ИЛИ, один вход которого соединен со вторым выходом командоаппарата, а другой вход — с выходом дифференцирующего элемента, вход которого соединен с выходом датчика напряжения, подключенного входом параллельно третьей фазе обмотки статора, нулевой выход обмотки статора соединен с нулевым проводом источника питания, а выход элемента ИЛИ соединен с управляющим входом коммутатора торможения.
На чертеже показана блок-схема устройства.
Устройство содержит асинхронный двигатель 1, три фазы обмотки 2, 3 и 4 статора которого началами соединены с коммутатором 5 включения, а две фазы обмотки 2 и 3 — с коммутатором 6 торможения, причем, общий вывод звезды обмотки соединен с нулевым проводом 7 источника переменного тока, командоаппарат 8, один выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 5 включения, а другой выход — с первым входом элемента ИЛИ 9, второй вход элемента ИЛИ 9 соединен с выходом дифференцирующего элемента 1О, вход которого соединен с выходом датчика 11 напряжения, подключенного параллельно третьей фазе обмотки 4, выход элемента ИЛИ 9 соединен с управляющим входом коммутатора 6 торможения.
Устройство работает следующим образом.
Включение двигателя 1 производится по сигналу от командоаппарата 8, который включает коммутатор 5. На выходе датчика 11 напряжение имеет постоянную величину, а поэтому дифференцирующий элемент 10 не пропускает сигнал на вход элемента ИЛИ 9.
Для остановки двигателя 1 отключается коммутатор 5 и подается сигнал от командоаппарата 8 на вход элемента ИЛИ 9, с выхода которого сигнал поступает на управляющий вход коммутатора 6 торможения. Последний подключает две фазы обмотки 2 и 3 статора к источнику переменного тока, но с обратным чередованием фаз, в связи с чем, двигатель 1 переходит в тормозной режим работы, причем, магнитное поле двигателя имеет форму эллипса, так как остается отключенной фаза обмотки 4 статора.
В начальный момент торможения на высокой скорости вращения двигателя напряжение на выходе датчика 11 имеет максимальное значение, с уменьшением скорости это
1S то
2$ зо
4о
so напряжение снижается, а поэтому на выходе дифференцирующего элемента имеется сигнал, который поступает на вход элемента
ИЛИ 9, и, в связи с чем, коммутатор торможения 6 остается во включенном положении при отсутствии сигнала от командоаппарата 8. Однако при снижении скорости двигателя 1 напряжение на обмотке 4 статора слабо изменяется от скорости и, соответственно, сигнал на выходе дифференцирующего элемента 10 принимает нулевое значение, снимается управляющий сигнал со входа коммутатора 6 торможения и последний отключается, двигатель 1 останавливается, торможение прекращается.
Таким образом, присоединение общего вывода звезды обмотки статора двигателя
1 к нулевому проводу 7 дает возможность использовать одну фазу обмотки статора при торможении в качестве датчика скорости, что позволяет упростить устройство, так как в этом случае цепь управления коммутатором торможения гальванически развязана от источника переменного тока, управления коммутатором производится по одному каналу и по упрощенной логической схеме, тормозной момент имеет пониженное значение в связи с несимметричным питанием обмотки статора.
Устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее основной коммутатор, соединяющий три фазы звезды обмотки статора с исто ником переменного тока, коммутатор торможения, подключенный к первой и второй фазе обмотки статора, командоаппарат, один выход которого соединен с управляющим входом основного коммутатора, датчик напряжения, отлачаюи ееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, в него введены дифференцирующий элемент и элемент ИЛИ один вход которого соединен со вторым выходом командоаппарата, а другой вход— с выходом дифференцирующего элемента, вход которого соединен с выходом датчика напряжения, подключенного входом параллельно третьей фазе обмотки статора, нулевой вывод обмотки статора соединен с нулевым проводом источника питания, а выход элемента ИЛИ соединен с управляющим входом коммутатора торможения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 69361, кл. Н 02 P 3/20, 1945.
2. Патент США № 3848165, кл. 318 — 207, 1974.
902183
Редактор М. Янович
Заказ 12413/67
Составитель Е. Перемыслова
Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая
Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4