Тепловой способ соединения деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К - АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистических
Рес убп, t ai>903061 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.06.80 (2,1 ) 2937446/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 07.02.82. Бюллетень J4 5
Дата опубликования описания 07,02.82 (51)М. Кл.
В 23 P 11/02
3Ъсударстваииый коиитет
СССР по пелаи изобретений и открытий (5З) ДК621,757-. (088.8) В. А. Бернштам, Г, А. Воловник, Л. Н. Евсюков
Г. А. Котик и А. И, Никонов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и проектн (54) ТЕПЛОВОЙ СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к теп- ловым способам соединения деталей по прессовой посадке, и может быть использовано, например, при тепловой сборке роторов электрических машин.
Известен тепловой способ сборки ро торов, заключающийся в нагреве сердечника, сборке его с валом и последующем принудительном- охлаждении собранного узла в жидкой среде Ш.
Недостатком этого способа сборки яв ляется низкое качество собранного ротора, обусловленное тем, что под действием капиллярных сил в зазоры между ли-. стами нагретого сердечника ротора йроникает охлаждающая жидкость, которая ос тается там rtocrre окончания сборки ротора. В процессе контрольных испытаний собранного эпектродвигатепя остатки охлаждающей жидкости под действием центробежных сил попадают на обмотку статара, что,приводит к недопустимому снижению сопротивления изоляции обмот, ки. Присутствие влаги в роторе вызывает необходимость дополнительной опера-: ции сушки. электродвигателя. Вторым недостатком этог.о способа является узуд3 шение условий труда в связи с наличием испарений охлаждающей жидкости.
Известен также тепловой способ соеI динения деталей, заключающийся в нагре»ве одной из деталей, сборке деталей и совместном охлаждении их в естествен ной воздушной среда С21, Данный способ является наибонее близ. ким к изобретению.
Однако этот способ низкопроизводите лен, так как естественное охлан0ание на воздухе происходит с малой скороотью. К тому же вследствие медленного охлаждения узлов необходимы дпя их
paaMemeaarr большие проиэводственньв площади.
Целью изобретения является повыше» ние производительности эа счет инин»сификации процесса охлаждения.
90306 1
Указанная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в нагреве ол ной as деталей, сборке деталей и охлаждении собранного узла в воздушной среде, при охлаждении узел помещают в 5 электрическое поле.
При охлаждении собранного узла в электрическом поле помимо снл конвекцни, приводящих в направленное двнженке массы воздуха, окружающие охлаж«1Ф даемьнс узел, действуют сипы, вызванные прнродой самого электрического noas н способствующие более ннтенснвной теплоотдаче Охлаждаемого узла.
Так при охлаждении узла.в перемен- м ном поле действует пондермоторная сапа „= Е где A - коэффициент пропорциональности, определяемый матераалсм ox- . 2Е лаждаемого наделяя;
Е - напряженность электрнческого
ПОЛЯ..
Направление этой силы совпадает с направлением конвекционных сил. 25
При охлаждении узла в постоянном электрическом поле добавляется к действию конвекционных сил н пондермоторной действие кулоновской силы =у Е, где Я = объемная плотность электричес- Зп кого заряда;
Я вЂ” нанраженность электрического
ПОЛЯ.
При совпадении направленна всех трех . сил, эффект охлаждения усиливается.
3$
Пример конкретного выполнения способа приведен для сборки ротора элекчро- двигатели 4А7182. Сердечник ротора нагревали до 400 С н производили сборку его с валом. 40
После этого для Охлаждения собранный ротор помешали на воздухе в постоянное электрическм none. Qaa соэдання электрического поля использовалась установка, показанная на фнг. 1.
Установка включает в себя диэлектрическую пластину 1, на которой помешает са нагретый ротор 2. Параллельно ocs ротора 2 на пластине 1 с двух сторон на расстоянии 125 мм друг от друга располагаются медсью проводники 3 диаметром 0,19 мм на высоте 25 мм. Разность потенциалов в 10 кВ создавалась между проводниками с помощьм универсальной пробоймиой установки типа УПУ1М. Ротор охлаждали до Т=30 С в теченке 25 мин. а о.ределення эфф «= денна ротора в электрическом поле по сравнению с охлажденнем в естественной воздушной среде проводнпса контрольный эксперимент.
На фиг. 2 показан график эавнсимости взмененна температуры ротора от времеas сишажденяя s электрическом попе (кривая а) н в естественной воздушной среде (крнваа б) °
Результаты экспериментов, приведенные на графике (кривые а и б) показывают, что теплоотдача ротора увеличиваетса почти в 2 раза при наличии электрического поля по сравнению с теплоотда чей в естественной воздушной среде (без электрического поля).
Использован не опнсываемого способа сборки позволяет интенснфицировать процесс охлаждения, что повышает пронзводптельность цякла нэготовлення изделий в целом.
Ф ор мул а нз об ре те н и я
Тепловой способ соединения деталей, заключающийся в нагреве одной иэ деталей,, сборке деталей н скпаждении собранного узла в воздушной среде, о тл а ч а ю щ н и с а тем, что, с целью повыиения янтенснвностн охлаждения, охлажденне ведут в электрическом поле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
% 504628, zn В 23 P 19/02, 1974, 2, Авторское свидетельство СССР
% 512S96, кл. В 23 P ll/02, 1973 (прототип).
903061
Составитель Е. Маныкина
Редактор И, Гехфельд Техред Т.Маточка Корректор, Г. Назарова
Заказ 12524/19 Тираж 1150 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ! по делам изобретений и открытий
1130З5, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4