Автоматическое сцепное устройство транспортных звеньев

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскии

Социаяистичвские

Рвс убпик (iu903225

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свнд-ву

{22) Заявлено 23. 01. 80 (21) 2873507/27-11 с прмсоедмненмем заявкм М (23 ) П р мор н тетОпублмковано 07.02.82. Бюллетень М 5 (51 N. Кл.

В б0 Ь 1/10 Ьеударстееаей камнтет ееи ю левам мэабретеевй м втерытяЯ (53) Ygl(629. 113.. 013 (088. 8) Дата опублмковання опмсанмя 09. 02. 82

1 аявнтель жилищно-коммун

Украинской ССР (54) АВТОИАТИЧЕСКОЕ СЦЕЛНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНЫХ

ЗВЕНЬЕВ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности городского транспорта, и принимается для автоматической сцепки троллейбусов, работающих по системе многих единиц, когда каждая единица поезда является приводной.

Известно автоматическое сцепление устройство транспортных звеньев, содержащее закрепленные на первом тран1О спорт ном з вене замковый механизм и взаимодейст вующие с тяговым стержнем второго звена полузахваты с гнездом, образованным контактирующиии поверхностями последних (ll.

I5

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по техни ческой сущности и достигаемому результату.

Недостатками его являются отсутс1вие универсальности в применении к различным видам подвижного состава, а также невозможность использования в транспортных системах,. работающих по системе многих единиц, когда две или более машины поезда является приводными. Необходимость использования такой системы возникает при эксплуатации транспорта на иаршрутах с криволинейными участкаии малого радиуса, где приближение траекторий ведоиой единицы к ведущей значительно облегчает труд водителя, повышает надежность, безопасность и коифорта-. бельность движения.

Цель изобретения - повышение уни" версальности устройства путем обеспечения использования его на транспорт" ных звеньях различных типов.

Для этого сцепное устройство снабжено жестко смонтированными на первом транспортном звене корпусом, на котором закреплены укаэанный заиковый механизм и выполненные с возмож" ностью перемещения внутри корпуса упомянутые полузахваты, которые имеют дополнительное гнездо и связаны вертикальной осью с роликом на верх»

3 90322 нем конце, расположенным за габаритами корпуса,и жестко закрепленными на конце тягового стержня второго

J звена параллельными пластинами„между которыми жестко установлены вер% тикальные пальцы для захода в гнезда полузахватов, при этом замковый механизм включает закрепленную на корпусе с возможностью вертикального перемещения плиту, .несущую стопо- <о ры для взаимодействия с полузахватами, а ролик указанной оси выполнен с возможностью взаимодействия с плитой.

На фиг. 1 изображено устройство вид сверху; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг ° 1 в замкнутом положении; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4разрез В- В на фи г. 3; на фи г. 5 вид Г на фиг. 3; на фиг. 6 - разрез

ДД на фиг. 5.

Сцепное устройство состоит иэ тяговых стержней 1 и 2, которые с одной стороны имеют шаровые опоры

3,4, установленные соответственно на транспортных звеньях 5 и 6, с другой стороны тяговый стержень 1 связан с фланцем 7 узла сцепки, а тяговый стержень 2 соединен с корпусом 8 замкового механизма сцепки.

К фланцу 7 узла сцепки приварены .две параллельно установленные пластины 9, между которыми жестко закреплены разновеликие шкворневые пальцы 10 и 11, причем шкворневой палец 10, KoTopblH установлен первым, имеет диаметр заведомо меньший диаметра пальца 11. Корпус 8 является базовой деталью замкового механизма сцепки, в нем имеют ся два параллельно расг оложенных

40 паза 12, в которые входит ось 13.

Ось 13 зафиксирована с помощью стопор- ных колец 14 относительно корпуса 8 с целью исключения вертикальных перемещений,. Внутри корпуса 8 расположены два полузахвата 15, имеющих на своих боковых поверхностях углубления,. соответствующие диаметрам шкворневых пальцев 10 и 11 и соединенные между собой с помощью оси 13. В. каждом полузахвате 15 установлены шаровые втулки 16, в которые входят пальцы 17, проходящие через корпус 8. и жестко прикрепленные к плите 18, которая имеет по бокам два кронштейна

19 с направляющими пазами, в которые входят шпонки 20, закрепленные на корпусе 8. Между плитой 18 и корпусом

8 установлены две пружины растяжения

5 1

21, препятствующие выходу из зацепления стопорных пальцев с полузахватами 15, причем последние соединены

l между собой пружиной растяжения 22.

Для уменьшения трения при входе полуэахватов 15 в корпус 8 в последнем установлены обводные ролики 23. С целью улучшения входа шкворных пальцев 10,.11 в замковый механизм сцепки в передней части корпуса 8 установлены козырьки 24. Для перевода заикового механизма из режима замыкания в режим размыкания и обратно ось 13 выведена за верхний габарит. корпуса

8 и на ее конце установлен ролик 25> а для облегчения выхода узла сцепки иэ замкового механизма при раэмыкании ось 13 соединена с корпусом 8 двумя возвратными пружинами 26. Для раэмыкания сцепки на корпусе 8 установлены кронштейны 27, к которым подвижно прикреплен рычаг 28, снабженный рукояткой 29.

Сцепное ус-гройство работает следующим образом.

В исходном положении транспортные звенья 5 и 6 не сцеплены и соответственно узел сцепки со шкворневыми пальцами 10, 11 выведен за пределы замкового механизма, в то же время саи замковый механизм находится в открытом положении, т.е. полузахваты 15 выходят за пределы корпуса 8 и раздвинуты относительно друг друга за счет пружины 22, а соединяющая их ось 13 располагается в передней части пазов 12 и при этом своим роликом 25 удерживает плиту 18, а с ней вместе стопорные пальцы 17 в положении, при котором они.разъединены с полузахватами 15 (на фиг. 3 и 4 указанное положение изображено штрихпунктирными линиями 1.

При сцеплении транспортных звеньях маневрирование производится задней машиной. В момент сцепления транспортное звено 5 затормаживается, а транспортное звено 6 движешься навстречу заторможенному звену 5, при этом тяговые стержни 1 и Z должны располагаться на одной линии. В момент встречи узла сцепки с замковым механизмом шкворневые пальцы 10 и 11 с пластиной 9 входят в пространство, ограниченное полузахватами 15,и каждый из шкворневых пальцев 10 и 11 устанавливается в корпусе 8 напротив соответствующих углублений в полувахватах 15. При дальнейшем движении

90 3225 тельно шаровых втулок 16 осуществляется благодаря кронштейнам 19 с направ- 25

Формула изобретения

Йвтоматическое сцепное устройство транспортных звеньев, содержащее закрепленные на первом транспортном звене замковый механизм и взаимодействующие с тяговым стержнем второго звена полузахваты с гнездом, образо" ванным контактирующими поверхностями последних, о т л и ч а ю щ е е " с я тем, что, с целью повышения универсальности устройства путем обеспечения возможности использование его на транспортных звеньях различных типов, оно снабжено жестко смонтированным на первом транспортном звене корпусом, на котором закреплены укаэанный замковый механизм и выполненные с возможностью перемещения внутри корпуса упомянутые полузахваты, которые имеют дополнительное гнездо и связанные вертикально осью с роликом на верхнем конце, расположенным за габаритами корпуса и жестко закрепленными на конце тягового стержня второго звена параллельными пластинами, между которыми жестко установлены вертикальные пальцы для захода е гнезда полузахватов, при этом зам5О

55 палец 10, упираясь в полузахваты 15, заставляет их перемещаться внутрь корпуса 8. Одновременно полузахваты

15 обжимают шкворневые пальцы 10,kl.

Совместно с полузахватами 15 перемещается их ось 13, которая движется в пазах 12 и удерживает своим роликом 25 плиту 18 в верхнем положении.

С целью уменьшения трения, наружные поверхности полуэахватов 15 (при,их движении ) обкатываются вокруг ролика

23.

В момент, когда захватные щеки полностью обожмут шкворневые пальцы

10 и 11, ролик 25 оси 13 выходит из зацепления с плитой 18, которая под действием пружины 21 вместе со стопорными пальцами 17, которые проходят через корпус 8, входят в отверстия шаровых втулок 16 и этим самым жестко запирают полузахваты 15 относительно корпуса 8. Точность центрирования стопорных пальцев 17 относиляющими пазами, которые точно ориен тируются шпонками 20, а также за счет того, что шаровые втулки 16, имея возможность проэорачиваться в полузахватах 15., позволяют стопорным пальцам 17 точно устанавливаться на свои посадочные места. При указанном положении сцепное устройство находится в замкнутом состоянии и готово для эксплуатации троллейбусного или автобусного поезда по системе многих единиц.

Следует отметить, что обжатие полузахватов 15 вокруг шкворневых пальцев 10 и 11 и фиксация попузахватов

15 в корпусе 8 » помощью стопорных пальцев 17 полностью исключает перемещение тяговых стержней 1 и 2 относительно друг друга и создает жесткое сцепиое устройство.

Расцепление поезда осуществляется следующим образом.

При нажатии на рукоятку 29 поворачивается рычаг 28, который, упираясь в плиту 18, поднимает ее вверх и этим самым выводит стопорные пальцы

17 из зацепления с полузахватами 15, а они, в свою очередь, под действием возвратных пружин 26 выталкивают из корпуса 8 шкворневые пальцы -10 и 11, одновременно с этим ролик 25 оси 13 подводится под плиту и препятствует самопроизвольному опусканию стопорных пальцев 17, при этом полностью

io

zo исключена воэможност ь поломки. Когда узел сцепки полностью выходит из замкового механизма, последний ав1оматически устанавливается в исходное положение для сцепления транспортных звеньев.

Описанное устройство позволяет создавать поезда (преимущественно троллейбусные и автобусные) nri системе многих единиц, что позволит универсальную транспортную единицу (вагон или автобус), оборудованную соответственно узлами сцепки и замковым механизмом, использовать как ведущую независимо от ее порядкового номера в поезде.

При .этом ликвидируются большие затраты времени и ручного труда, которые имеют место в настоящее время при сцепке и расцепке подобных поездов.

Кроме того, расширяются функциональные возможности сцепки, так как появляется возможность использования поезда на участках движения с криволинейными участками малого радиуса, т.е. интенсифицировать пропускную способность транспорта.

7 ЯО 322 ковый механизм включает закрепленную Источники информации, корпусе с возможностью вертикаль принятые во внймание при экспертизе

:ного перемещения плиту, несущуа стопоры для взаимодействия с полузахва - 1. Авторское свидетельство CCCp тами, а ролик указанной оси выполнен s Р 376290, кл. В 62 0 5g/OQ, 197! с возможностью взаимодействия с плитой. прототип).

3 .1

90 3225

Корректор Л. Бокшан

Подписное

Сотавитель Ю. Таубер

Редактор Н Аристова Техреду Т.Фанта

Заказ 12564/28 Тираж 714

ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11)ОЯ Москва Ж-) Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4