Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()903226
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советски н
Социалистические
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свив-ву (22)Заявлено 23.05.80 (21) 2929293/27-11 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликовано 07.02,82. Бюллетень М 5
Дата опубликования описания 09.02.82. (5l)N. Кл.
В 60 К 17/08
3Ьаударетюны| кемнтет
CCCP ае деаам нзоеретенн11 и отерытнЯ (53) УДК 629 ° 113
-585. i.(088. 8) (72) Авторы изобретения
В, А. Иванов, В. И. Климов, В. A.
В. А. Степанов, С. Ф. Сычев, А. А.
Ф. Г. Барон, М. В. Лашин, А. К. Су и Б. И. Шитман (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиност роению, а именно к трансмиссиям транспортных средств.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно расположенные входной, проме жуточный и выходной валы, связанные между собой шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления 313.
Недостатком известной коробки пе", редач являются повышенные барботажные потери во вращакицихся без нагрузки зубчатых передач и дисках трения в связи с высокими относительными скоростями вращения дисков трения и большим их количеством в муфтах, а также перегрузки дисков трения в связи с их расположением на входном и выходном валах, а также при движе нии задним ходом.
Цель изобретения — повышение КПД коробки передач и надежности фрикционных элементов.
Эта цель достигается тем, что планетарные механизмы расположены соосно друг другу, причем ведущее звено каждого иэ планетарных механизмов связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья жестко соединены между собой и связаны кинематически с выходным валом., На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач.
Коробка передач содержит параллельно расположенные входной вал 1, промежуточный вал 2 и выходной вал 3, установленные в картер 4. Входной вал 1 соединен с промежуточным валом
2 или шестернями 5 и 6 и планетарным механизмом 7, или шестернями 8 и 9 и планетарным механизмом 10.
Планетарный механизм 7 содержит эпицикл 11, снабженный фрикционным тормозом 12, водило 13, солнечную
903226 4 ла 1 шестернями 5 и 6 на фрикционную муфту 15, а через водило 13 шестернями 23 и 24 на выходной вал 3. Четвертая передача включается фракционной муфтой 2 1. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями
8 и 9, фрикционной муфтой 21, водилом 19 и шестернями 23 и 24 на выходи- ной вал 3.
1О Передачи заднего хода получаются, соответственно, включением тех же фрикционных элементов коробки передач, что и передачи переднего хода, но направление вращения входного ва % ла должно быть изменено при этом на обратное механизмом реверсирования
26. низ- Использование предлагаемой коробки передач в силовой передаче транс2в портной машины дает по сравнению с прототипом повышение ее КПД за счет н- выбора oATNMcHlbHblx значений общего ле- уровня оборотности фрикционных дисков, а также за счет уменьшения холостых
2S потерь в пакетах дисков трения.тормозов на высших передачах..шестерню 14, соединенную с шестерней 6, и фракционную муфту 15, соединяющую водило 13 с шестерней 14 посредством бустера 16.
Планетарный механизм 10 содержит эпицикл 17, снабженный фрикционным тормозом 18, водило 19, солнечную шестерню 20, соединенную с шестерней 9, и фракционную муфту 21, соед няющую водило 19 с шестерней 20 пос редством бустера 22.
Промежуточный вал 2 соединен с выходным валом 3 шестернями 23 и 24
Гидротрансформатор 25 и механизм ре версирования 26 установлены перед коробкой передач и изображены на схеме прямоугольниками.
Водила 13 и 19 планетарных меха мов и шестерня 23 жестко закреплены между собой и оперты на два подшип ника 27 и 28.
Подвод масла к бустерам фрикцио ных муфт осуществляет ся через свер ния 29 и 30 уплотнительных втулок
3l и 32, поджатых пружинами 33 и 3 и расположенных с торцов ступиц 35 и 36 шестерен 6 и 9.
Работа происходит следующим образом.
Для получения первой передачи должен быть включен фрикционный тормоз 12, останавливающий эпицикл 11 планетарного механизма 7. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 5 и 6 на солнечную шестерню 14 планетарного механизма 7, затем с водила 13 шестернями 23 и 24 передается на выходной вал 3.
Вторая передача включается тормозом 18. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 8 и 9 на солнечную шестерню 20 планетарного механизма 10, затем с водила 19 шестернями 23 и 24 передается на выходной вал 3. Для получения третьей передачи включается фрикционная муфта 15, соединяющая шестерню 6 и водило 13 планетарного механизма 7. Крутящий момент передается с входного ваформула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно расположенные входной, промежуточный и выходной валы, связанные между собой шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее КПД и надежности фрикционных элементов, планетарные механизмы расположены соосно друг друга причем ведущее звено каждого из планетарных механизмов связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья жестко соединены между собой и связаны кинематически с выходным валом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Н 45 1552, кл. В 60 К 17/08 1972.
903226
Корректор Л. Бокшан
Подписное
Составитель И. Кириенко
Редактор Н. Аристова Техред И.Тепер
Заказ 12564/28 Тираж 714
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11)ОЯ Москва Раушская наб. g. 4/g
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4