Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 903227

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

CoIo3 Советскик

Социалистические

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 23. 05. 80 (2 I ) 2930283/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 07. 02. 82 ° Бнтллетень Юе 5 (5! )М. Кл.

В 60 К 17/10 (Ъеударетаенный камнтет

СССР ао делам нзобретеннй н аткрытнй (53) Уд К 629. 113-585(088.8) Дата опубликования описания 09 . 02 . 82 (72) Авторы изобретения

А. Н. Митяненко и Б. ф. Доронин

Минский дважды ордена Ленина и ордена О

Революции автомобильный завод (7I ) Заявитель (5 1) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобрет ение относится к области транспортного машиностроения и касается конструкции гидромеханических передач с гидрозамедлителем.

Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера с размещенными s них блокируемым гидротрансформатором, состоящим из кожуха, насосного и турбинного колес, входного и турбинного валов, и коробки перемены передач, включающей зубчатые колеса, подшипники, фрикционные элементы с гидроцилиндрами, выходной вал и поддон передачи, механизи управления с подведенной к нему главной гидролинией передачи, соединенный каналами с механизмом блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндраии фрикционных элементов, двухпозиционным распределителем управления тормозом-замедлителем и напорной гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, приводимого от входного вала, передний и соединенный каналом с поддоном передачи откачивающий гидронасосы, приводимые от входного вала, задний гидронасос, приводимый

5 от выходного вала соединенныи каналои через обратный клапан с главной гидролинией передачи, теплообменник одна секция которого соединена кана лаии со сливной гидролинией отклюто чающего гидронасоса и гидробаком, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса, регулятор давления, один канал ко15 торого соединен через обратный клапан с напорной гидролинией переднего гидронасоса, второй — с главной гидролинией передачи и третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами со всасывающими гидролиниями переднего и заднего гидронаcos и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса Г11.

90322

Недостатком гидромеханическай передачи является применение встроенного гидрозамедлителя, что приводит к усложнению конструкции, увеличе"

we габаритных размеров и веса гидромеханической передачи, а также к не" которому снижению ее КПД. Наличие массивного ротора тормоза"замедлите" ля увеличивает момент инерции турбинного вала, что приводит к увепичению 10 динамических нагрузок на трансмиссию.

Целью изобретения является уменьшение габаритов и веса гидромеханической передачи путем использования в качестве гидравлического тормазазамедлителя вращающихся деталей ко" робки передач, кожуха насоса колеса гидротрансфарматора, стенок картера гидротрансформатора и коробки перемены передач.

У каз анная цел ь даст и гает ся т ем, чта она снабжена пятилинейным двухпозиционным распределителем, установленным с возможностью соединения в режиме гидротормажения всасывающего канала заднего гидронасоса с поддоном передачи, а полостей картеров передачи с напорной гидролинией пв" реднего гидронасаса, причем всасывающая гидролиния заднего гидронасоса 30 отсоединена от гидробака, и трехлинейным двухпозиционным распределителем, установленным с возможностью соединения в режиме гидроторможения полостей картеров передачи с выходящей д из теплообменника сливной гидролинией откачивающего гидранасоса,при этом последняя отсоединена от гидробака.

На чертеже показана схема гидромеханической передачи.

Гидромеханическая передача включа ет гидротрансформатор, помещенный в картере 1, и коробку перемены передач в картере 2.

Гидротрансформатор состоит из входного вала 3, механизма 4 блокировки гидротрансформатора, кожуха 5, насосного 6 и турбинного 7 колес, реактора 8 и турбинного вала 9. В стенке 10 картера 1 имеется окно 11 для слива масла из внутренней полости картера гидротрансформатора. Коробка перемены передач состоит из многочисленных зубчатых зацеплений (на черетеже не обозначены), фрикционных элементов и выходного вала

12. В нижней части картера 2 в стенке имеется окно 13 для прохода рабо7 чей жидкости и поддон 14 для слива рабочей жидкости, Давление в переда" че создается двумя гидронасосами: передним 15 и задним 16, имеющими механические приводы от входного 3 и выходного l2 валов соответственно.

Из гидробака 17 па каналам 18, 19 и 20 через фильтр 21 рабочая жидкость поступает к переднему гидронасосу 15, а по каналам 22 и 23 через нормально открытый двухпозиционный пятилинейный распределитель 24 - к .заднему гидронасасу 16. Далее передний гидронасос 15 по каналам 25 и

26 через обратный клапан 27 и регулятор 28 давления, а задний гидронасос

16 через обратный клапан 29 по кана лу 30 подают рабочую жидкость через фильтр 3l в главную гидролинию 32, идущую к механизму 33 управления.

Часть рабочей жидкости через дроссель

34 поступает в коробку перемены передач. Максимальное давление в главной гидролинии 32 ограничивается регуля" торам 28 давления, из которого избыточная жидкость по каналу 35 поступает в гидробак 17. Ст механизма 33 управления отводятся каналы 36 и 37 управления двухпозиционным трехлинейным распределителем 38 откачивающего гидранасоса 39 и двухпозиционным распределителем 24 соответственно, канал 40 включения механизма 4 блокировки гидротрансфарматора, канал

41 подпитки гидратрансформатора, а также каналы 42, сообщающиеся с гидроцилиндрами (на черетеже не показа ны) включения Фрикционных элементов.

Рабочая жидкость через гидротрансформатар по каналам 43, 44 и 45 через теплаобменник 46.и фильтр 47 прокачивается гидронасосом 48 гидротрансформатора с приводом от вала 3.

Рабочая жидкость из поддона 14 па гидролиниям 49 и 50 через теплаабменник 46 и нормально открытый двухпозиционный распределитель 38 подается в гидробак 17 отключающим гидронасосом 39.

Рабочая жидкость от переднего гидронасоса 15 подается под давлением к двухпозиционному распределителю 24 по каналу 51. Каналом 52 расп реДелитель 24 соединен с поддоном

14 передачи. Каналами 53 и 54 распределители 24 и 38 соединяются с внутренними полостями картеров 1 и 2 передачи.

5 903227 б

При работающем двигателе давление вал 12. Этот крутящий момент изменяжидкости в главной магистрали 32 ется в зависимост имости от включенной стусоздается передним гидронасосом 15. пени в коробке передач. Возникший

Задний гидронасос 16 работает на тормозной момент на ведомой части главную гидролинию 32 только на очень s гидротрансформатора передается на малых оборотах двигателя, когда дав- турбинный вал 9 и через коробку переление жидкости в гидролинии 32 ниже мены передач на выходной вал 12 тольрабочеи величины. В основном задний ко при заблокированном гидротрансфор" гидронасос предназначен для заводки маторе. Блокировка гидротрансформатобуксировкой, а на режиме гидротормо- >0 ра производится механизмом 4 блокижения - для обеспечения давления в ровки при подаче в него давления по главной гидролинии 32. каналу 40 из механизма 33 управления.

Управление тормозом-замедлителем При заблокированном гидротрансформаосуществляется посредством механиэ- торе производится также торможение ма 33, управления, иэ которого по >> двигателем. Поступившая в полость каналам 36 и 37 подается под давле- картера I гидротрансформатора рабо нием рабочая жидкость к торцам золот- чая жидкость проходит через окна ников двухпоэиционных распределите- 11. и 13 в поддон 14, а оттуда подаетлей 32 и 24. Под воздействием давле" ся в гидравлическую систему передания золотник трехлинейного двухпози- 2î чи охлаждает ционного распределителя 38 переклю- . гидромеханическую передачу. чается, подача жидкости по сливной гидролинии, 50 в бак 17 прекращается и жидкость иэ поддона 14 по гидроли- Формула изобретения ниям 49 и 54 под воздействием отка- 2s чивающего гидронасоса 39 проходит Гидромеханическая трансмиссия через теплообменник 46, распредели- транспортного средства, содержащая тель 38 и поступает Во внутренние два картера с размещенным в них блополости картеров 1 и 2 передачи. кируемым гидротрансформатором, сосОдновременно происходит переключе- зв тоящим из кожуха, насосного и турбинние золотника распределителя 24, при ного колес, входного и турбинного этом каналы 51 и 52 сообщаются- с ка- валов, и коробкой перемены передач, налами 53 и 23 соответственно, а ка- включающей зубчатые колеса постояннал 22 закрывается. Жидкость от пе- ного зацепления, связанные с фрикциреднего гидронасоса 15 по каналам 51 з> онными элементами переключения пере-. и 53 через распределитель 24 поступа- дач, имеющими гидроцилиндры, и подет во внутренние полости картером 1 дон передачи, механизм управления и 2. с подведенной к нему главной гидроПо каналам 52 и 23 через распреде- линией управления передачей, гидравлитель 24 задний гидронасос 16 эаби- лически соединенный с механизмом блорает жидкость из поддона 14 и подает кировки гидротрансформатора, гидроее в главную гидролинию 32 к механиз- цилиндрами фрикционных элементов, му 33 управления, обеспечивая работу двухпозиционным распределителем упсистемы управления передачи на режи-, равления тормозом-замедлителем и напорме гидроторможения. ной гидролинией гидронасоса гидротранс"

Поступившая по каналам 53 и 54 форматора,приводимого от входного варабочая жидкость заполняет внутрен- ла коробки передач, передний и соение полости картеров 1 и 2 передачи. . диненный каналом с поддоном передаВращающиеся детали гидротрансформато- чи отключающий гидронасосы, приводира и коробки перемены передач взаимо- мые от входного вала коробки передач, действуют с рабочей жидкостью, в ре" заданий гидронасос, приводимый от эультате чего возникает тормозной выходного вала коробки передач и момент на этих деталях. В коробке пе- соединенный каналом через обратный ремены передач тормозной момент воз- клапан с главной гидролинией переданикает от взаимодействия с рабочей чи, теплообменни к,. одна секция кожидкостью вращающихся элементов { зуб- торого соединена каналами со сливной чатых колес, подшипников, корпусов гидролинией отключивающего гидрона" фрикционных элементов, водила и дру-.. соса и гидробаком, а другая - с гидгих детелей ) и передается на выходной ротрансформатором и всасывающей.

903227 гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролинией переднего гидронасоса, второй - с главной гидролинией передачи, и zpeтий — с гидробаком, причем последний соединен каналами со всасыиающими гидролиниями переднего и заднего гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и отключающего гидронасоса, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения габарита и веса передачи путем использования в качестве гидравлического тормоза-замедлителя вращающихся деталей коробки перемены передач, она снабжена пятилинейным двухпозиционным распределителем, установленным с возможностью соединения в режиме гидроторможения всасывающего, 4 канала заднего гидронасоса с поддоном передачи, а полостей картеров передачи с напорной гидролинией переднего гидронасоса, причем всасывающая гидролиния заднего гидрбнасоса отсоединена от гидробака, и трехлинейным двухпозиционным распределителем, установленным с возможностью соединения в режиме гидроторможения полостей картеров передачи с выходящей из теплообменника сливной гидролинией от качивающего гидронасоса,при этом последняя отсоединена от гидробака.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гапоян Д. Т, "Гидромеханические коробки передач с гидрозамедли2î телем". И., НИИАвтосельхозмаш, 1965, с. 7.

ВНИИПИ Заказ 12 64/28

Тираж 714 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.ÏðîåêòHàÿ,4