Гребное колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сотое Советских
Социалистических
Ресттубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(51)M. Кл. (22)Заявлено 20.05.80 (21) 2926876/27-11
В 63 Н 1/06
8 63 Н 5/02 с присоединением заявки М
3Ъоудврствеииый комитет
СССР (23)Приоритет оо делом изобретеиий и открытий (5З) УЙК 629.
° 12:532.582. .5.О36(О88.8) Опубликовано 07.02.82 Бюллетень йе 5
Дата опубликования описания 1 О. 02 .82 (72) Авторы изобретения
А.Г. Ляховицкий и И.А. Храбров
Ленинградский институт водного транспо (7I) Заявитель (54) ГРЕБНОЕ КОЛЕСО то
Изобретение относится к области .судостроения, а именно к гребным колесам.
Известно гребное колесо, содержащее двухопорный гребной вал, один конец которого поворотно закреплен в корпусе судна, а другой - в обносе, и на нем смонтированы посредством тяг поворотные плицы, кинематически связанные с рычажным механизмом поворота плиц 1 1).
Недостатками данного движителя являются сравнительно низкий КПД изза невозможности практической реали15 зации оптимального отношения осадки колеса к его диаметру и увеличен.ные габариты и масса колеса, затрудняющие его использование на мелкосидящих судах для ограниченных водных путей.
Целью данного изобретения является повышение КПД гребного колеса для судов с ограниченной осадкой.
Для этого опоры гребного вала снабжены площадками и пальцами, жестко смонтированными на этих площад" ках, а гребной вал снабжен ромбовидными шарнирными рычажными механизмами и выполнен из двух жестко связана ных между:собой кожухов с радиальными направляющими, при этом внутри кожухов размещены ромбовидные механизмы, звенья которых шарнирно связаны с тягами плиц, при этом тягИ установлены с возможностью их радиального перемещения относительно оси гребного вала в указанных направляющих. !
Кроме того, плицы кинематически связаны рычажным механизмом поворота плиц между собой и с направляющими.
На фиг. 1 изображено гребное колесо, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид в плане.
Гребное колесо содержит двухопорный гребной вал, выполненный в виде двух кожухов 1, жестко соединенных
3 90324 между собой валом 2. Опоры 3 гребного вала снабжены площадками 4 для крепления пальцев 5. Одна из опор жестко закреплена на корпусе 6 судна, а другая - в обносе 7. Крутящий момент 5 гребному валу передается от двигателя 8 через элементы передачи 9, 10, 11. По периферии кожуха 1 установлены направляющие 12 тяг 13 поворотных плиц 14 гребного колеса. Тяги 13 одним из концов соединены с ромбовидными шарнирными рычажными механизмами
15 привода тяг. Плицы 14 соединены между собой и с направляющими 12 с помощью рычажного механизма 16 поворота плиц, а также с тягами 13 с по мощью цапф 17.
Работа гребного колеса состоит в следующем. После запуска двигателя 8 враще20 ние через;элементы передачи 9, 10, 11 передается на гребной вал. Вращение направляющих 12 вынуждает тяги
13, связанные с ромбовидными шарнир25 ными рычажными механизмами 15, две стороны которых опираются на неподвижные пальцы 5, совершать сложное движение. Тяги 13, вращаясь вместе с направляющими относительно оси колеса, перемещаются вдоль них так, что концы их, связанные с цапфами 17 плиц 14, описывают вытянутые вдоль судна траектории - конхонды окружностей.
Упомянутое движение тяг 13 вдоль своих направляющих 12 обусловлено тем, что связанный с их концами ромбовидный шарнирный рычажный механизм 15 вынужден при вращении колеса обкатываться вокруг неподвижных паль- 40 цев 5, непрерывно трансформируясь.
3а один оборот гребного колеса ромб 15 четыре раза вырождается в горизонтальную вытянутую вдоль направления движения судна линию, максимально выдвигая при этом горизонтально расположенные тяги 13 и максимально вытягивая вертикально расположенные тяги 13.
При расположении тяг 13 под углом 50
45 к горизонтали, ромб преобразуется в квадрат, и тяги занимают некоторое промежуточное положение между двумя крайними. Это положение также повто" ряется четыре раза эа один оборот 55 гребного колеса.
Рычажный механизм 16 поворота плиц 14 осуществляет поворот плиц во5 4 круг цапф 17 таким образом, что при входе и выходе плиц из воды обеспечивается безударный вход и выход в соответствии с формой поперечного сечения самих плиц. Кроме того, подбором звеньев рычажного механизма обеспечивается достижение того, чтобы плицы за все время рабочего хода их в виде занимали положение, приближающееся к вертикальному.
Кинематика предлагаемого гребного колеса обеспечивает увеличение рабочего хода плиц в воде за один оборот гребного колеса, идентифицируя его с колесом — прототипом значительно больших размеров, тем самым повышая КПД колеса для судов с ограниченной осадкой.
Формула изобретения
1. Гребное колесо, содержащее двухопорный гребной вал, один конец которого поворотно закреплен в корпусе судна, а другой - в обносе, и на нем смонтированы посредством тяг поворотные плицы, кинематически связанные с рычажным механизмом поворота плиц, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его КПД для судов с ограниченной осадкой, опоры гребного вала снабжены площадками и пальцами, жестко смонтированными на этих площадках, а гребной вал снабжен ромбовидными шарнирными рычажными механизмами и выполнен из двух жестко связанных между собой кожухов с радиальными направляющими, при этом внутри кожухов размещены ромбовидные механизмы, звенья которых шарнирно связаны с тягами плиц, при этом тяги установлены с возможностью их радиального перемещения относительно оси гребного вала в направляющих.
2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что плицы кинематически связаны рычажным механизмом поворота плиц между собой и с направляющими
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Книга И.А. Лучанского и
А.А. Яновского "От весла до водомета", Л., "Судостроение", 1964, с. 75.
903245
Тираж 462 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Е. Кудрявцева
Редактор Н. Аристова Техред И. Рейвес Корректор И. Кос га
М4
Заказ 12568/29