Способ возведения основания дорожной одежды

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сотоэ Советсиик

Социалистические Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Донолнительное к авт. с вид-ву (22)Заявлено 10 09 79 (21) 2815661/29 33 с присоединением заявки .%—

Е 01 С 3/00

9пудорстеенный квинтет

С6СР ао делам нэобретеннй н открытий (23) Приоритет(53) УЙК 625 731 ° .1(088.8) Опубликовано 07. 02. 82. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 07. 02 . 82

Э. Я. Гончаров, В. С. Исаев, М. Б. Левянт, б и В.И.Юмашев (72) Авторы изобретения

Государственный всесоюзный дорожный на исследовательский институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОСНОВАНИЯ

ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд из каменных материалов.

Известен способ устройства основания дорожной одежды из каменных материалов - щебеночного основания.

Сущность способа заключается в следующем. Распределяют по поверхности подстилающего слоя щебень фракции то

40-70 мл. (40- 120 мм) требуемой толщиной слоя (15-25 см) с учетом коэф- фициента уплотнения. Слой прикатывают легкими и средними катками. Распределяют щебень фракции 20-40 мм IS из расчета 2-3 м на 100 м" основания для расклинки слоя распределенного крупного щебня и производят уплотнение основания тяжелыми катками.

Распределяют щебень фракции 10-20 мм из расчета 2-3 м на 100 м" основания для расклинки и производят уплотнение основания тяжелыми катками, 2 распределяют щебень фракции 5-10 мм. из расчета 2-3 мт на 100 м основания для его расклинивания. Произво дят окончательное уплотнение основания тяжелыми катками 513.

Недостатком этого способа является сложная технология производства работ, так как устройство основания требует либо четырехкратного повто" рения одинаковых операций на одной площади одними и теми же механизмами, что естественно уменьшает производительность труда, либо значительного увеличения необходимых ме" ханизмов для обеспечения требуемых в настоящее время темпов строительства оснований.. Кроме того,. устраиваемые таким способом щебеночные ос нования требуют применения для их устройства только высокопрочных каменных материалов, что во многих случаях требует их транспортирования по железной дороге на большие расстояния от мест производства к мес3,90 ту строительства автомобильной дороги, а это приводит к значительному удорожанию основания. Цебень многих видов горных пород трудно, а некоторых пород вообще не поддается расклинке при устройстве оснований, что сужает возможность качественного устройства щебеночных оснований.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности- и достигаемому результату является способ возведения основания дорожной одежды, включающий распределение на основании каменного материала, введение в каменный материал смеси вяжущего с мелкозернистым заполнителем и уплотнение.

Сущность этого способа заключается в следующем. Вывозят щебень

Фракции 40-70 мм или 40-, 120 мм и распределяют его по поверхности под-. стилающего слоя требуемой толщиной, прикатывают щебеночный слой легкими и уплотняют средними катками. Распределяют расклинивающую щебеночный слой цементопесчаную смесь и производят окончательное уплотнение основания тяжелыми катками (21.

Недостатком этого способа является малая глубина проникания цементопесчаной смеси при ее распределении по поверхности слоя щебня, а следовательно малая глубина амоноличивания слоя основания. Основания, построенные таким способом, недостаточно прочны и долговечны, требуют для своего устройства высокопрочных каменных материалов, материалоемки.

Цель изобретения - повышение прочности, долговечности и уменьшения материалоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу возведения основания дорожной одежды, включающему распределению на основании каменного материала, введение в каменный материал смеси вяжущего с мелкозернистым заполнителем и уплотнение, перед введением в каменный материал -смеси вяжущего с мелкозернистым заполнителем осуществляют рыхление верхнего слоя каменного материала на глубину равную 0,5-0,8 его толщины с одновременным отрывом и подъемом разрыхленной массы на вы . соту 10-70 см, а смесь вяжущего с мелкозернистым заполнителем вводят ,направленным потоком в разрыхленную массу каменного материала одновре5

10 !

55 менно с ее подъемом, с последующим перемешиванием полученной смеси, вибрированием и укладкой на оставшуюся на основании часть каменного материала.

Устройство основания по предложенному способу позволяет с минимальными затратами равномерно распределить вяжущее и мелкозернистый заполнитель между зернами каменного материала по всей глубине обрабатываемого слоя. Этим обусловливается значительное повышение прочности и долговечности основания. Повышенная прочность слоя позволяет слизн уть его толщину по сравнению с толщиной слоя основания, устроенного по известному способу, т.е. уменьшить ма териалоемкость при равной несущей способности этих слоев. Равномерная обработка зерен каменного материала вяжущим позволяет снизить требования к прочности каменного материала, что открывает возможности использования местных малопрочных каменных материалов. Все это приводят к снижению стоимости основания, устраиваемого по предлагаемому способу.

Для осуществления способа применяют местный рядовой щебень марки по прочности 300 Домодедовского карьера, песок Дмитровского карьера (Московской области) и цемент марки 400 Кроме этого, в качестве вяжущего вместо цемента применяется металлургический шлам, золы уноса

ТЗЦ и битум дорожный.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Рядовой щебень (5-ч0 мм) автосамосвалом вывозят на площадку и распределяют автогрейдером толщиной слоя 20 см. Приготавливают цементопесчаную смесь марки прочности 60, включающую 8 частей песка, 1 часть цемента и 1 част ь воды (расход цементопесчаной смеси из расчета 2 м на 100 м площади основания). Объединение щебня и цементопесчаной смеси осуществляют в специально разработанной самоходной установке, двигающейся по опытной площадке. На первом этапе объединения всех материалов производят разрыхление верхней части слоя щебня и поднятие его на высоту 10-70 см. Одновременно разрыхляют цементопесчаную смесь и направляют ее в поток этой части слоя щебня. При этом происходит

903446

Основание дорожной одежды, устроенное по способу

Показатели

15 предлагаемому известному

Плотность основа„ия

2 3

Модуль упругости основания, ЗО кгс/см

6000 формула изобретения

35 первичное объединение щебня, песка и цемента. Затем производят окончательное принудительное объединение компонентов механическим способом.

Перемешайный поток смеси подают на вибрирующую плоскость, которая перераспределяет материал по крупности и глубине укладываемого слоя.

Одъединенный материал укладывают на нижний слой каменного материала.

Полученный слой оснований уплотняют тяжелым катком.

По этому же способу устраивают площадки с золопесчаной, шлакопесчаной, битумпесчаной, эмульсионнопесчаной и полимернопесчаной смесью.

Известный способ состоит в следующем.

Цебень фракции 40-70 мм автосамосвалом вывозят на площадку и распределяют автогрейдером толщиной

20 см. Щебеночный слой прикатывают легким и средним катками..

Приготавливают цементопесчаную смесь марки прочности 60, включающую 8 частей песка, 1 часть цемента и 1 часть воды, автосамосвапом вывозят и автогрейдром распределяют по поверхности щебня цементопесчануа смесь из расчета 2 м на 100 м" площади основания. Основание уплот" няют тяжелым катком.

Для получения сравнительных данных о характеристиках опытных площадок приведены параллельные испытания гпощадок оснований, устроенных по предлагаемому и по известному способам.

Данные испытаний приведены в таблице.

Результаты испытаний показывают, что при использовании предложенного способа увеличивается глубина про" никания вяжущего с 5 до 15 см, повышаеТся плотность материала с

2 до 2, 3 г/см5. Иодуль упругости слоя увеличивается с 4000 до

6000 кгс/см . Результаты расчетов конструкций оснований с укаэанными параметрами показывают, что толщина равнопрочного слоя, устроенного по данному способу по сравнению с известным может быть уменьшена с 24 до 20 см эа счет большей прочности основания устроенного по предложенному способу, что позволяет уменьшить матерйапоемкость основания.

Использование этого способа повышает долговечность основания не менее чем на 20 . Кроме этого, позволяет использовать местные материалы, так как более полное обволакивание их вяжущим увеличивает долго. вечность, и позволяет экономить на транспортных расходах не менее

1о 1 р/м перевозимого материала.

Глубина проникания вяжущего, см 15

Способ возведения основания дорожной одежды, включающий распределение на основании каменного материала, введение в каменный матери4о ап смеси вяжущего с мелкозернистым заполнителем и уплотнение, о т л и -. ч а ю шийся тем, что, с целью повышения прочности, долговечности и уменьшения материалоемкости, перед

45 введением в каменный материал :меси вяжущего с мелкозернистым заполнителем осуществляют рыхление верхнего слоя каменного материала на глубину равную 0,5-0, 8 его толщины с одно5 временным открывом и подъемом раэрыхляемой массы на высоту 10-70 см, а смесь вяжущего с мелкозернистым заполнителем вводят направленным пото ком в разрыхляемую массу каменного материала одновременно с ее подъемом, с последующим перемешиванием полученной смеси, вибрированием.и укладкой на оставшуюся на основании часть каменного материала.

903446

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Составитель Б.Трусканов

Редактор И.Митровка Техред И. Гайду Корректор Л. Бокшан

Заказ 45/9 Тираж 555 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5-35, Раушская нао., д.4/5

Филиал Illlll "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4 каменных материалов, не укрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими, ВСН" 184-75, M., Минтрансстрой, 1. Технические указания по устрой- 1974, п.3.2 и 5. 1.ству оснований дорожных одежд из 2. То же, п.3.7 и 5.8.