Электромагнитная реверсивная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<„,903615
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ж
1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.06.80 (21) 2935238/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Г 16 D 27/10
Гооударстееннмй комитет (53) УДК 621.825..5:621.318..3 (088.8)!
Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5
Дата опубликования ог сания 17.02.82 ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. С. Манзий, Ф. H. Асфандияров и В. И.
Киевский ордена Трудового Красного Знам институт инженеров гражданской авиац (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА
Изобретение относится к деталям машин, а . именно к электромагнитным муфтам, и может найти применение в различных областях техники.
Известна электромагнитная реверсивная муфта, содержащая смонтированные на общей оси два магнитопровода, якорь с фрикционными элементами и зубчатые колеса, установленные на подшипниках; каждый из магнитопроводов выполнен в виде двух жестко соединенных между собой втулок, одна из которых фланцевая, на ступице которой установлены катушки возбуждения, а вторая ступенчатая с установленным на нижней ступени подшипником и размещенной в полости верхней ступени катушкой возбуждения; муфта содержит также дополнительные катушки возбуждения, установленные на ступице якоря по обе стороны от фрикционных элементов (I).
Недостатком этой муфты является низкая надежность, относительно большой вес и габариты из-за необходимости создания коллекторной конструкции для включения дополнительных катушек возбуждения. Этот недостаток обусловлен разме-.
2 щением дополнительных катушек возбуждения на ступице якоря.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является электромагнитная реверсивная муфта, содержащая два смонтированных на общей оси магнитопровода, выполненные каждый в виде двух жестко соединенных втулок — внутре1-:ией и наружной, с установкой на внутренних втулках катушек возбуждения и на выполненных ступенчатыми наружных втулках, на вторых их ступенях, — зубчатых колес, смонтированных на подшипниках, а также размещенный между магнитопроводами якорь с фрикционными элементами на торцах (2).
Вследствие установки шарикоподшипников между якорем и стенками вторых ступеней наружных втулок магнито проводов, зазоры между диском якоря и рабочими торцами катушек возбуждения увеличены в этой муфте на толщину шарикоподшипника. Поэтому магнитные потоки охватывают не диск якоря, а только нижние ступени ступенчатых втулок, выполненных из магнитомягкого материала. Так как площадь сечения нижней ступени втулок зна90361 чительно меньше, чем сечение диска якоря, то и величина передаваемого муфтой момента относительно невелика, поэтому скорость ее срабатывания недостаточна.
Цель изобретения — повышение величины передаваемого муфтой момента и скорости ее срабатывания.
Для достижения этой цели в электро магнитной реверсивной муфте, содержащей два смонтированных на общей оси магнитопровода, выполненные каждый в виде двух жестко соединенных втулок — внутренней и наружной, с установленными на внутренних втулках катушками возбуждения и на наружных втулках — зубчатыми колесами, смонтированными на подшипниках, и размещенный между магнитопроводами якорь с фрикционными элементами на торцах, обращенные к якорю торцевые поверхности наружных втулок выполнены плоскими, а зубчатые колеса с подшипниками размещены над катушками возбуждения заподлицо с упомянутыми торцевыми поверхностями наружных втулок.
На чертеже изображена электромагнитная реверсивная муфта, продольный разрез.
Муфта содержит смонтированные на общей оси 1 два магнитопровода, каждый из которых выполнен в виде двух жестко соединенных между собой втулок, внутренних фланцевых 2 и 3 и имеющих форму стакана наружных 4 и 5. На ступицах фланцевых втулок 2 и 3 установлены катушки 6 и 7 возбуждения, а на втулках 4 и Г на игольчатых подшипниках 8 и 9 — зуб чатые колеса 10 и 11. Между донными частями втулок 4 и 5 и зубчатыми колесами 10 и 11 размещен якорь 12. Дополнительные катушки 13 и 14 возбуждения установлены в кольцевых пазах, выполненных в ступицах фланцевых втулок 2 и 3 заподлицо с их торцами. Якорь 12 снабжен фрикционными элементами 15 и 16.
Муфта работает следующим образом.
Для передачи движения от оси 1 к зубчатому колесу 10 одновременно и согласованно включают основную катушку 6 возбуждения и дополнительную катушку 3 возбуждения. Согласованное включение этих катушек повышает скорость притягивания якоря 12 и соответственно скорость включения муфты Далее дополнительная катушка 13 возбуждения отключается, и во включенном состоянии находится только основная катушка 6 возбуждения. При этом ее магнитный поток охватывает непосредственно основную часть тела диска якоря 12. Для отключения муфты катушку 6 обесточивают и одновременно с этим включают противофазно основной катушке дополнительную катушку 13 и синфазно катушке 7 дополнительную катушку !4.
Дополнительная катушка 13 гасит остаточный магнитный поток основной катушки 6, 26
Н зо
3$
4$
$9
5
4 а дополнительная катушка 14 создает электромагнитную силу, направленную вправо, отодвигая якорь 12 от колеса 10; в результате чего движение от оси 1 зубчатому колесу 10 более не передается.
Аналогично производится включениеотключение зубчатого колеса 11. Для его включения питание поступает одновременно и согласованно на основную 7 и дополнительную 14 катушки возбуждения. Далее дополнительная катушка 14 отключается и во включенном состоянии находится только основная катушка 7 возбуждения, магнитный поток которой охватывает непосредственно диск якоря. При отключении катушки 7 обесточивается и одновременно с этим включается противофазно основной катушке 7 дополнительная катушка 14 и синфазно катушке 6 дополнительная катушка 13. Дополнительная катушка 14 гасит остаточный магнитный пото основной катушки 7, а дополнительная катушка 13 создает электромагнитную силу, направленную влево, отодвигая якорь 12 от колеса 11, в результате чего движение от оси 1 зубчатому колесу более не передается.
Установка зубчатых колес !О и !1 на серийных игольчатых подшипниках 8 и 9, расположенных заподлицо с донными частями втулок 4 и 5, позволяет свести к минимуму рабочие воздушные зазоры между плоскостями диска якоря 12 и торцами основных катушек возбуждения 6 и 7, в результате чего резко повышаются величины электромагнитных сил катушек 6 и 7. Следовательно, для создания необходимых крутягцих моментов между фрикционными элементами 15 и 16 якоря 12 и зубчатыми колесами !0 и 11, определяемых этими силами, можно значительно уменьшить количество витков основных катушек возбуждения
6 и 7, а, следовательно, вес и габариты конструкции, что особенно важно при установке таких муфт на летательных аппаратах.
Использование игольчатых подшипников взамен больших по габаритам шариковых позволяет сохра нить неизменными наружные диаметры и числа зубьев зубчатых колес 10 и 11. Исключение шарикоподшипников, выполняемых из антимагнитных материалов, позволяет снизить себестоимость муфты в целом.
Формула изобретения
Электромагнитная реверсивная муфта, содержащая два смонтированных на общей оси магнитопровода, выполненные каждый в виде двух жестко соединенных втулок — внутренней и наружной с установленными на внутренних втулках катушками
903615
Составитель Л. Житомирская
Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Тираж 980 Подписное
ВНИИ11И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Гратилло
Заказ 74/18
5 возбуждения и на напчжных втулках зубчатыми колесами, смонтированными на подшипниках, и размещенный между магнитопроводами якорь с фрикционными элементами на торцах, отличающаяся тем, что, с целью повышения величины передаваемого момента и скорости срабатывания муфты, зубчатые колеса с подшипниками размещены над катушками возбуждения и за
6 подлицо с торцевыми поверхностями наруж-. ных втулок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 473867, кл. F 16 D27/10,,1973.
2. Авторское свидетельство СССР № 228427, кл. F 16 D 27/09, 1967 (прототип) .