Гидромуфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.06.80 (21) 2941913/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (51) Я. Кл.з
F 16 Р ЗЗ/00
СССР
Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5 (53) УДК 621.825..6 (088.8) ло делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 17.02.82 (72) Автор изобретения
В. И. Пожбелко (54) ГИДРОМУФТА
ГоеуАарствекнык комитет . (23) Приоритет—
Изобретение относится к машиностроению, и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна гидромуфта, содержащая насосное и турбинное колеса и черпаковое устройство (1) . 5
Недостатком его является сложность конструкции из-за наличия черпакового устройства.
Наиболее близкой к предлагаемому по технической сущности является гидромуфта, содержащая насосное и турбинное колеса, связанные между собой через звенья планетарной передачи, содержащей шестерню, водило и сателлиты, при этом насосное колесо соединено с центральной шестерней, турбинное колесо — с водилом, а ts сателлиты выполнены со смещенными относительно их оси центрами тяжести (2) .
Недостатком изобретения является низкая надежность работы.
Цель изобретения — повышение надеж- го ности работы путем устранения кружильных колебаний в периоды пуска и остановок.
Поставленная цель достигается тем, что муфта, содержащая насосное и турбинное колеса, связанные между собой звеньями планетарного ряда, снабжена дополнительными сателлитами со смещенными центрами тяжести, связанными с сателлитами планетарной передачи, при этом центры тяжести сателлитов расположены симметрично относительно касательной, проходящей через точку зацепления сателлитов.
На фиг. 1 показана гидромуфта; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Гидромуфта содержит ведущее насосное колесо 1, ведомое турбинное колесо 2.
На турбинном колесе 2 смонтированы попарно в зацеплении между собой сателлиты 3 и 4 и дополнительные сателлиты 5 и 6, причем сателлиты 3 и 4 со смещенными относительно оси центрами тяжести входят в зацепление с центральной шестерней 7 насосного колеса, а дополнительные сателлиты 5 и 6 установлены по окружности на водиле 8.
Гидромуфта работает следующим образом.
При вращении насосного колеса 1 и разгоне передачи в начальный момент времени турбинное колесо. 2 является неподвижным, и на него действует гидродинамический на9036!6
Формула изобретения
Составитель И. Яцунов
Редактор Л. Гратилло Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 74/18 Тираж 980 Подписное. ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 пор жидкости. Кроме того, при вращении неуравновешенных сателлитов 3 и 4 от шестерни 7 возникают вредные силы инерции в относительном движении грузов Р и P," . Так как дополнительные сателлиты 5 и 6 установлены навстречу друг другу по окружности турбинного колеса 2, то эти силы инерции P и Р" уравновешивают друг друга. В результате этого неуравновешенные грузы не оказывают на турбинное колесо и ведомые части передачи вредного импульсного знакопеременного воздействия, 4а в результате чего пуск передачи происходит только под действием постоянного напора жидкости, создаваемого насосным колесом, и поэтому является плавным. Отметим, что в этот период, так как турбинное колесо неподвижно, силы инерции в переносном
Pl (с колесом 2) движении грузов Р и Р равны нулю и не действуют. Аналогичное явление имеет место при перегрузках, когда при вращающемся насосном колесе тур бинное колесо затормаживается.
При достижении турбинным колесом 2 оборотов насосного колеса возникают силы инерции в переносном (с турбинным . колесом) движении грузов Р, и ",,которые являются полеЗными, так как моменты от них суммируются на турбинном колесе и обеспечивают тем самым динамическую блокировку насосного и турбинного колес.
При этом повышается КПД и долговечность работы передачи, а также исключается им1 à — 4 1 пульсное вредное знакопеременное воздействие сил инерции грузов на ведомые части передачи, что повышает плавность ее пуска.
Гидромуфта, содержа щая насосное и турбинное колеса, связанные между собой через звенья планетарной передачи, содержащей шестерню, водило и сателлиты, при этом насосное колесо соединено с центральной шестерней, турбинное колесо — с водилом, а сателлиты выполнены со смещенными относительно их оси центрами тяжести, отлича оы,аяся тем, что, с целью повышения надежности работы, путем устранения крутильпых колебаний в периоды пуска и остановок она снабжена дополнительными сателлитами со смещенными центрами тяжести, связанными с сателлитами планетарной передачи, при этом центры тяжести сателлитов расположены симметрично, относительно касательной проходящей через зацепления сателлитов.
Источники информации., принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 559051, кл. F 16 Г) 33/08, 1975:
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 476387, кл. Г 16 В 33/00, 1975 (прототип1.