Способ замера люфтов в сочленениях звеньев кинематической цепи и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

Б.Я.Горохов

j -»

Киевский ордена Трудоього Красного Зн ени ийститутг инженеров гражданской авиации / :- . j (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ ЗАМЕРА ЛОФТОВ В СОЧЛЕНЕНИЯХ ЗВЕНЬЕВ

КИНЕИАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И УСТРОЙСТВО

ДНЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к технике

1 измерения зазоров в сочленениях многозвенных механизмов, и, в частности, позволяет определять их изменение в процессе эксплуатации механизма, обусловленное изнашиванием этих сочленений.

Известен способ замера лифтов в сочленениях звеньев кинематической цепи, заключающийся в том, что выходное звено кинематической цепи эа!

О креппяют неподвижно, а к входному звену прикладывают силу, обеспечивающую перемещение звеньев кинематической цепи и измеряют величину переIS мещения входного звена.

Этот способ может быть осуществлен на устройстве для замера люфтов в сочленениях звеньев кинематической цепи, содержащее корпус, установленные в нем приспособление для фиксации выходного звена кинематической цепи, механизм нагружения ее входного звена и толкатель, преднаэначенный для взаимодействия с этим звеном (l 1.

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет определить величину люфта в отдельности для каждого сочленения эвеньвв кинематической цепи.

Цель изобретения - обеспечение возможности замера люфтов в кавдом сочленении.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что одновременно с перемещением регистрируют скачки прикладываемой силл, а о люфте в сочленении судят по величине перемещения входного звена в промежутке между двумя соседними скачками силы.

Кроме того, устройство снабжено узлом регистрации зависимости прикладываемой силы на выходном звене кинематической цепи от его перемещения, -выполненным в виде двух полуосей, первая из которых, установленная в корпусе с возможностью воз90374

35 цепи. вратно-поступательного и вращательного движения соединена с механизмом нагружения, вторая, установленная в корпусе с возможностью вращательного движения, соединена с толка- 5 телем, упора, закрепленного на первой полуоси, и записывающего узла, выполненного в виде подвижного звена, взаимодействующего с упором, и барабана, закрепленного на второй полу- 10 оси, а концы полуосей соединены с помощью витой ленточной пружины.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства, на фиг. 2— развертка записи зависимости силы 15 от перемещения входного звена.

Устройство содержит корпус 1, в котором установлены две полуоси 2 и

3. Полуось 2 установлена в корпусе

1 на направляющей втулке 4, которая m позволяет полуоси 2 совершать возвратно-поступательное и вращательное движение. Полуось 2 взаимодействует с механизмом 5 нагружения входного звена кинематической цепи 25 и оснащена жестко закрепленным на ней упором 6. Вторая полуось 3 установлена в корпусе 1 с возможностью вращательного движения и соединена посредством механической передачи, например, зубчатого колеса 7, с толкателем 8, предназначенным для взаимодействия в процессе измерений с входным звеном кинематической цепи (не показано), Записывающий узел устройства состоит из подвижного. звена 9 с записываницим элементом 10, которое взаимодействует с упором 6, и барабана 11,закрепленного на полуоси 3. Концы полуосей 2 и 3 4р соединены между собой с помощью витой ленточной пружины 12.

Устройство работает следующим образом.

7 4

3 и барабан 11 неподвижны. При этом витая ленточная пружина 12, будучи нагруженной приложенным моментом, изменяет свою длину (сокращается), что влечет за собой поступательное перемещение оси 2 и закрепленного на ней упора 6. Упор 6, взаимодействуя с подвижным звеном 9, перемещает записывающий элемент 10, который на барабане 11 чертит прямую, совпадающую с его образующей (участок А на фиг. 2). Как только величина момента окажется достаточной для смещения первого (входного) звена кинематической цепи, это звено придет в движение, в результате чего толкатель 8, зубчатое колесо 7 и полуось 3 с закрепленным на ней барабаном поворачиваются. Поскольку сила, необходимая для смещения только первого (входного звена) кинематической цепи постоянная, то на этом этапе подвижное звено 9 с записывающим элементом 1О остаются неподвижными, и на барабане 11 вычерчивается прямая, перпендикулярная его образующей (участок В на фиг. 2). Как толь. ко выбирается люфт в сочленении меж= ду первым (входным) и вторым звеном кинематической цепи потребуется увеличить момент на механизме 5 нагружения, что приводит к появлению но1 вого скачка силы (участок С íà фиг.2, Измеряя протяженность участка D между двумя соседними, скачками сн ы, определяют. люфт в первом сочленении. Продолжая увеличивать момент на механизме 5 нагружения, регистрируют следующий скачок силы (участок

Б на фиг. 2). Измеряя протяженность участка определяют люфт во втором сочленении звеньев кинематической

Толкатель 8 соединяют с входным звеном исследуемой кинематической цепи, выходное звено которой закрепляют неподвижно, относительно корпуса 1. С помощью механизма 5 нагруже50 ния к полуоси 2 прикладывают нарастающий во времени вращающий момент, который посредством витой ленточной пружины 12, полуоси 3 и зубчатого колеса 7 передается на толкатель 8.

До тех пор, пока величина этого мо55 мента будет недостаточной для того, чтобы сдвинуть первое (входное) звено кинематической цепи, полуось

Повторяя эту процедуру нужное число раз определяют люфты в каждом из сочленений звеньев кинематической цепи.

Формула изобретения

1. Способ замера люфтов в сочленениях звеньев кинематической цепи, заключак цийся в том, что выходное звено кинематической цепи закрепляют неподвижно, а к входному звену прикладывают силу, обеспечивающую перемещение звеньев кинематичес903747 кой цепи и измеряют величину перемещения входного звена, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью замера люфтов в каждом сочленении, одновременно с перемещением регистрируют скачки прикладываемой силы, а о люфте в. сочленении судят по величине перемещения входного звена в промежутке между двумя соседними скачками силы.

2. Устройство по п. 1, содержащее корпус, установленные в нем приспособление для фиксации выходного звена кинематической цепи, механизм нагружения ее входного звена и толкатель, предназначенный для взаимодействия с этим звеном, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено узлом регистрации зависи;мости прикладываемой силы на выходном звене кинематической цепи от

его перемещения, выполненньи в виде

6 двух полуосей, первая из которых, установленная в корпусе с возможностью возвратно-поступательного и вращательного движения соединена с механизмом нагружения, вторая, установленная в корпусе с возможностью вращательного движения, соединена с толкателем, упора, закрепленного на

1первой полуоси, и записывающего узла, 1О выполненного в виде подвикного зве на, взаимодействующего с упором, и барабана, закрепленного на второй полуоси,. а концы полуосей соединены с помощью витой ленточной пружины.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l, Догадкин И.А. и др. Инстру" ментальный контроль износа в шарнирных соединениях управления самоле2о тов. Труды Харьковского высшего ави" ационно-инженерного военного училища, вып. )29, 1958 (прототип).

903747

Составитель М,Добычин

Редактор А.Шандор Техред T. Маточка . Корректор С.Шекмар

Заказ 101 24 Тираж 882 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4