Способ сборки сердечника статора электрической машины с корпусом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соаетскнн

Соцналнстнческнн

Реслублнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Н 02 К 15/02

1Ьоудеротеенньй кокнтет (23) Приоритет по делен наобретеннй н отнрытнй

Опубликовано 07.02.82. Бюллетень Я 5

Дата опубликования описания 07.02.82 (53) УДК 621.313. .07 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Л. Судариков и В, Ю. Сотсков

1:.

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРПУСОМ

Изобретение относится к технологии изго товления электрических машин и может быть использовано при сборке сердечников статоров

1 электрических машин, в частности сердечников турбогенераторов, с корпусом.

Известен способ сборки сердечника статора электрической машины с корпусом, включающий размещение в корпусе клиньев-ребер, крепление их уголками сваркой. сборку иа них сердечника из сегментов листовой электротехнической стали, опрессовку сердечника посредством торцовых плит, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер, и крепление сердечника гайками (1).

Недостатком этого способа является недо1Ю статочная надежность собранной электрической машины из-за деформации клиньев-ребер при опрессовке, которые жестко связаны с корпусом, и нагрева машины.

Наиболее близким к предлагаемому являМ ется способ сборки серпе о яка статора электрической машины с корпусом, включающий установку корпуса в вертикальное положение, размещение в нем с одновременным креплением уголками клиньев-ребер, содержащих продольно расположенные пружины, сборку на них сердечников иэ сегментов листовой электротехнической стали, оИрессовку сердечника посредством торцовых плит, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер н креплеwe сердечника гайками (21.

Недостатком способа является недостаточная надежность собранной электрической машины нз-за лополнительных деформаций пружин прн опрессовке и нагрсве машины во время эксплуатации.

Цель изобретения — повьпиение надежности электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины.

Поставленная цель достигается тем, что перед размещением в корпус клинья-ребра подвергают упругой деформации в радиальном направлении, величина которой соответствует деформации сердечника при опрессояке и нагреве машины прн эксплуатации, а направление дебормацин противоположно, перед оц904) 14

3 рессовкой сердечника упругую деформацию снимают.

Кроме того, упругую деформацию каждо. го клина-ребра осуществляют путем забивки клиньев между ребром и его пружиной.

На фиг, 1 изображен статор электриче кой машины, поперечный разрез; на фиг. 2— то же, продольный разрез; на фиг. 3 показан участок клина-ребра; на фиг, 4 — разрез

А-А на фиг, 3.

SQ

Сборка сердечника статора электрической машины с корпусом производится следующйм образом.

Для сборки сердечника 1 корпус 2 статора ставят вертикально. Между телом каждого клина-ребра 3 и его пружинами 4 забивают встречные клинья 5, в результате чего цеформируют пружины 4 на величину, равную расчетной сумме деформаций от опрессовки сер- дечника 1 статора и его теплового расширения при нагреве во время эксплуатации. Далее ребра 3 размещают в корпусе равномерно по его внутренней расточке, совмещая середины пружин с поперечными стенками 6 корпуса 2. Проверив расстояния от хвоста 7 ребра 3 до продольной оси корпуса 2 статора, пружины 4 скрепляют с корпусом 2 с помощью угольников 8 и сваркой. На хвосты 7 ребер 3 насаживают соответствующими пазами сегменты листовой электротехнической стали.

39

Собрав таким образом сердечник 1, встречные клинья 5 выбивают и посредством торцовых плит 9, насаженных на резьбовые концы ребер 3, опрессовывают его и стягивают гайками 10, навинчивая их на резьбовые концы ребер. При опрессовке сердечника сегменты стали выпрямляются, диаметр сердечника увеличивается. Тело каждого ребра 3 придвигается к его пружинам 4, зазоры между ними уменьшаются, пружины распрямляются. При нагреве сердечника до рабочей температуры

40 его диаметр также увеличивается, и пружины

4 ребер полностью приходят в исходное, до расклиновки, положение.

Предлагаемое изобретение позволяет ловы сить надежность электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины.

Формула изобретения

1. Способ сборка сердечника статора электрической машины с корпусом, включающий установку корпуса в вертикальное положение, размещение в нем с одновременным креплением уголками клиньев-ребер, содержащих продольно расположенные пружины, сборку на них сердечника из сегментов листовой электротехнической стали, ойрессовку сердечника посредством торцовых плит, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер и крепление сердечника гайками, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины, перед размещением в корпус клинья-ребра. подвергают упругой деформации в радиальном направлении, величина которой соответствует деформации сердечника при опрессовке и нагреве машины при эксплуатации, а направление деформации противоположно, перед опрессовкой сердечника упругую деформацию снимают.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что упругую деформацию каждого

1 клина-ребра осуществляют путем забивки клиньев между ребром и его пружиной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Токов М. И. Проектирование электрических машин. ЛПИ, 1974; с. 184.

2. Титов В. В, и др. Турбогенераторы.

М., "Энергия," 1967, рис. 2 — 34.

904114

Фиг 4

Составитель Г . Александрова

Техред Т.Маточка Корректор Г. Назарова

Редактор Е. Папп

Подписное

Филиал ППИ "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 149/42 Тираж 718

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобрете шй и открьттцй

113035, Москва, Ж-35, РаушскЪя наб., л. 4/S