Электрический вибрационный гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЫИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.06.80 (21) 2934574/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 25 В 21/00

Государственный комлтет

СССР (53) УДК 621.883 (088.8) Опубликовано 15.02.82. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 25.02.82 ло делам нзобретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

Е. Н. Иванов, А. П. Карцев и С. А. Симонов °

Брянский технологический институт (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к ручному механизированному инструменту для затяжки резьбовых соединений и может быть использовано для механизации монтажных и механосборочных работ.

Известны гайковерты, содержащие корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, установленную в корпусе посредством тел качения гильзу, основной и дополнительный возбудители поворотных колебаний планетарного типа, выполненные с рас- 10 фазированными один относительно другого дебалансными грузами и связанные кинематически с двигателем, и шпиндель с рабочей головкой (1) .

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электричес15 кий вибрационный гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, гильзу с фланцами, установленную с возможностью вращения вокруг оси, основной и дополнительный возбудители 20 поворотных колебаний планетарного типа, выполненные с расфазированными один относительно другого дебалансными грузами, кинематически связанными с валом двигателя, и соединенный с гильзой шпиндель с рабочей головкой, причем дополнительный возбудитель поворотных колебаний, двигатель и шпиндель жестко закреплены на гильзе, а передаточное число кинематичесой передачи дополнительного возбудителя поворотных колебаний вдвое меньше передаточного числа кинематической передачи основного возбудителя (2).

Недостатком данных гайковертов является невозможность при их работе реверса шпинделя.

Цель изобретения — обеспечение возможности реверсиврования и регулирования момента затяжки.

Указанная цель достигается тем, что дебалансные грузы дополнительного возбудителя размещены во фланцах гильзы, приводное колесо дополнительного возбудителя соединено с приводным валом основного возбудителя посредством подвижной зубчатой пары и имеет жестко связанный с ним регулировочный диск, а вал двигателя снабжен круговым лимбом, между диском и лимбом установлена пружина сжатия, в корпусе выполнено окно против диска и лимба.

905044

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предложенного гайковерта; на фиг. 2 разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — 8 — графики динамических моментов генерируемых основным и дополнительным возбудителями колебаний и суммарного момента на шпинделе гайковерта.

Гайковерт содержит корпус 1, в котором установлена гильза 2, жестко связанная со шпинделем 3 гайковерта. Во фланцах 4 гильзы 2 смонтированы дебалансные грузы

5 основного возбудителя поворотных колебаний, приводимые во вращение посредством зубчатых колес 6 и 7 от двигателя 8.

Во фланцах 4 гильзы 2 смонтированы также и дебалансные грузы 9 дополнительного возбудителя поворотных колебаний планетарного типа, приводимые во вращение от двигателя через зубчатые колеса 10 и 11. Зубчатое колесо 10 установлено посредством подвижного зубчатого шлицевого соединения 12 на валу 13 приводимым двигателем

8. С колесом 10 жестко соединен диск 14, имеющий на ободе указательную ризку. На валу 13 жестко закреплен лимб 15, имеющий градуированную шкалу, причем между лимбом и диском установлена пружина 16 сжагия. На корпусе гайковерта установлен защитный кожух 17 и рукоятка 18.

Гайковерт работает следующим образом.

При запуске двигателя 8 через зубчатые колеса 6 и 7, 10 и 11, и вал 13 начинают вращаться дебалансные грузы 5 и 9, которые генерируют симметричные знакопеременные динамические моменты. Эти поворотные усилия суммируются на гильзе 2 и передаются на шпиндель 3 в виде несимметричного знакопеременного вибрационного

1S эо и зо импульса, свинчивающего резьбовое соединение. Для регулировки гайковерта отключают двигатель 8, отодвигают защитный кожух, затем, преодолевая усилие пружины 16 выводят из шлицевого соединения 12 колесо 10, перемещая его за диск 14 в направлении к лимбу 15. При этом зацепление ко- о лес .10 и 11 не нарушается. После вывода колеса 10 из шлицевого соединения 12 поворачивают диск 14 относительно шкалы лимба 15 на требуемый угол и тем самым изменяют расфазовку дебалансных грузов 5 и 9, устанавливая режим правого и левого вращения шпинделя 3 с различным вибрационным импульсом на нем. После установки требуемого режима гайковерта диск 14 возвращается пружиной 16 в исходное положение, восстанавливая шлицевое соедине- о ние 12.

На фиг. 5 приведен пример графиков изменения динамических моментов предложенного гайковерта, для которого угол расфазовки дебалансных грузов 5 и 9 настроен на /4 радиан. Здесь кривая 19 показывает усилие, создаваемое дебалансным грузом 5, кривая 20 — усилие, создаваемое дебаланс4 ным грузом 9, а кривая 21 — суммарный вибрационный импульс на шпинделе 3 гайковерта. Этот режим работы гайковерта полностью соответствует режиму работы известных гайковертов и предназначен для затяжки правых резьбовых соединений с максимально возможным для данного гайковерта динамическим усилием и его асимметрией.

На фиг. 6 приведен пример графиков изменения динамических моментов гайковертов, для которого угол расфазовки дебаланс ных грузов 5 и 9 настроен наЗ /4 радиан.

Здесь кривые 22 и 23 показывают усилие, создаваемое соответственно дебалансными грузами 5 и 9, а кривая 24 — суммарный вибрационный импульс на шпинделе 3 гайковерта. Характер кривой 24 показывает, что данный режим работы соответствует работе гайковертов на отвичивание -правых резьбовых соединений. В самом деле несимметрия импульсов 24 противоположна по знаку несимметрии импульса 21. Таким образом расфазировка возбудителей гайковерта с помощью его регулировочного устройства на угол 3 л./4 — R/4 = «/2 обеспечивает реверсирование гайковерта. Расфазировка дебалансных грузов 5 и 9 в пределах углов з/4 — %/2 при правом вращении шпинделя и свыше %/2 — 3/4 при левом вращении шпинделя 3 обеспечивает работу гайковерта с промежуточными значениями вибрационных усилий и их несимметрии.

Данное обстоятельство позволяет с помощью регулировочного устройства гайковерта переходить.к свинчиванию различных резьбовых соединений, лежащих в диапазоне типоразмеров, обслуживаемых одним инструментом.

На фиг. 7 и 8 приведены примеры промежуточной настройки гайковерта соответственно для правого и левого вращения шпинделя. Достигаемые здесь меньшая несим-. метрия и амплитуда импульса свинчивают резьбовое соединение с меньшим моментом затяжки по сравнению с предельной настройкой (фиг 6 и 5) . Из указанного следует, что предложенная конструкция реверс гайковерта и его настройку. Кроме того, сокращает габариты гайковерта, а следовательно, уменьшает его вес.

Формула изобретения

Электрический вибрационный гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, гильзу с фланцем, установленную с возможностью вращения вокруг своей оси, основной и дополнительный возбудители поворотных колебаний планетарного типа, выполненные с расфазированными один относительно другого дебалансными грузами, кинематически связанными с валом двигателя, и соединенный с гиль905044 зой шпиндель с рабочей головкой, отличающийся тем, что, с целью обеспечения реверсирования, регулирования момента затяжки, дебалансные грузы дополнительного возбудителя размещены во фланцах гильзы, приводное колесо дополнительного возбудителя соединено с приводным валом основного возбудителя посредством подвижной зубчатой пары и имеет жестко связанный с ним регулировочный диск, а вал двигателя снабжен круговым лимбом, между диском и лимбом установлена пружина сжатия, в корпусе выполнено окно против диска и лимба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 602362, кл. В 25 В 21/00, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2821206/25-28, кл. В 25 В 21/00

1979 (прототип).

905044

Редактор М. Дылын

Заказ 238/26

Составитель А. Косеева

Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Тираж 1081. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4