Сцепное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретеиия
А.И. Реполовский, А.Д. Рудаков, С.В. аындул и Ю.И. Шалабин
Центральный ордена Трудового Красно(о Знамени научноисследовательский автомобильный и авт 1моторнЫ институт (73 ) Заявитель (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к тяговосцепным устройствам автотранспортных средств °
Известно сцепное устройство, содержащее корпус с крышкой, ловитель для дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг для перемещения шкворня, нагруженный пружинами, расположенными по разные стороны от рычага между ним и крышкой корпуса 1 .
Недостатком этого устройства является неудовлетворительная компактность и сравнительно сложная конструкция из-за необходимости размещения в крышке корпуса над верхним торцом шкворня пружины, обеспечивающей постоянное поджатие элементов шкворня к рычагу при верхнем поднятом положении шкворня и тем самым надежную фиксацию этого положения и придающей дополнительное усилие для перемещения шкворня вниз при сцепке тягача с прицепом.
Наиболее близким к предлагае1 мому по технической сущности и дости гаемому результату является сцепное устройство, содержащее корпус с крышкой, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг перемещения шкворня, оборудованный расположенными по разные его стороны пружинами, свободные концы которых закреплены на крышке корпуса 2 .
Однако и для этого устройства характерны неудовлетворительная компактность и сравнительно сложная конструкция из-за вышеупомянутой необходимости в пружине и ее расположения над торцом шкворня в крышке корпуса.
Цель изобретения - повышение компактности устройства и обеспечение надежной фиксации шкворня в верхнем положении.
Для достижения цели устройство снабжено пластиной с выступом, раз8
Формула изобретения
Сцепное устройство содержащее корпус с крышкой, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг перемещения шкворня, оборудованный расположенными по разные его стороны пружинами, свободные концы которых закреплены на крышке корпуса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения компактности устройства и обеспечения надежности фиксации шкворня в верхнем положении, оно снабжено пластиной с выступом, размещенной над шкворнем между указанными пружинами рычага с зазором относительно крышки корпуса, при этом в последней между продольной осью шкворня и осями крепления пружин выполнена канавка под выступ упомянутой пластины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ М 1145494, кл. 63 С 3/05, 1968.
2. Патент ЧССР М 139306, кл ° 63 С 3/05, 1970 (прототип).
3 90512 мещенной над шкворнем между указанными пружинами рычага с зазором относительно крышки корпуса, при этом в последней между продольной осью шкворня и осями крепления пружин выполнена канавка под выступ упомянутой
flJlBCTNHbl
На фиг.1 изображено предлагаемое сцепное устрОйство, общий вид; на фиг.2 - сечение А-А на Фиг.1; на 10
Фиг.3 - предлагаемое сцепное устройство при среднем положении рычаГа; на фиг.4 - то же, при крайнем верхнем положении рычага °
Сцепное устройство автопоезда содержит корпус 1 с крышкой 2, ловитель.
3 с раструбом 4, шкворень 5 с коническим хвостовиком 6 и рычаг 7 для перемещения шкворня. Рычаг нагружен пружинами 8 и 9, расположенными по разные стороны рычага между ним и крышкой 2 корпуса. Крышка снабжена пластиной 10 с выступом 11. Пластина установлена между пружинами 8 и 9 и крышкой 2. Пластина 10 выступает над торцом 12 шкворня с зазором относительно крышки. Выступ 11 пластины 10 расположен в канавке 13, выполненной s крышке 2 между осью 14 шкворня и осями 15 крепления упомянутых пружин.
Устройство Имеет собачку 16, ко" торая шарнирно прикреплена к шкворню
Фиксатор 17 взаимодействует с пазом 18 ловителя 3 и с упором 19 вы35 полненным на ступице 20 рычага
Рычаг 7 установлен на оси 21, имеющей рукоятку 22. B крышке установлен стопор 23.
Устройство работает следующим образом.
При повороте рукоятки 22 в крайнее верхнее положение (см.фиг.4) рычаг 7 поворачивается по часовой стрелке и упирается своим выступом в собачку 16 которая, поворачиваясь, утапливает стопор (фиг.3) и поднимает шкворень
5 s верхнее положение, при этом упор 19 поворачивается вместе с рычагом 7 по часовой стрелке, освобож50 дает фиксатор 17, который входит в паз 18 ловителя 3 и фиксирует его
1 в корпусе 1.
При подъеме шкворня 5 в крайнее
1 верхнее положение пружины 8 и 9 сжи-.
55 маются, а рычаг 7 своеи выемкои на торце упирается в полукруглую часть собачки 16 (фиг.4) . В этом положении пластина 10 за счет момента, создаваемого усилием сжатых пружин
8 и 9 и плечу пластины 10 между ее выступом 11 и осями 15 пружин, поворачивается относительно своего выступа 11 в канавке 13 корпуса 2, поджимает через торец 12 шкворня 5 полукруглую часть собачки 16 к рычагу 7 и обеспечивает надежную Фиксацию верхнего положения шкворня.
При введении петли прицепа в ловитель 3 петля нажимает на конус хвостовика 6 шкворня 5, перемещает шкворень вверх и выводит из взаимодействия рычаг и собачку 16. При этом рычаг 7 ударяет по шкворню и (при совмещении оси шкворня с осью отверстия петли прицепа) перемещает шкворень 5 в отверстие этой петли, Фиксируя ее в тяговой вилке. В начальный момент движения шкворня 5 вниз дополнительное усилие на него передается и со стороны пластины 10. При нижнем положении шкворня 5 стопор 23 выходит из своего гнезда и, перекрывая верхний торец 12 шкворня, обеспечивает дополнительное стопорение закрытого шкворня.
Предлагаемое устройство имеет сравнительно простую конструкцию и достаточно компактно для расположения в,ограниченном подкузовном пространстве автомобиля, 9051г8
22 фиг.3
ЧРиг.9
Составитель Ю, Таубер
Редактор М. Келемеа Техред И.Гайду Корректор Г ° Назарова
Заказ 261/30, Тираж 714 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул, Проектная, 4