Сцепное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомо1орыый.институт (7l) Заявитель (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТ80
Изобретение относится к тягово= сцепным средствам автомобильного транспорта.
Известно сцепное устройство, содержащее корпус, ловитель дышла, поворотный стопор ловителя, шкворень, рычаг для перемещения шкворня (1).
Недостатком этого сцепного устройства является его неудовлетворитель1О ная компактность иэ-за необходимости обеспечения в корпусе сцепного устройства свободного места для поворота стопора ловителя дышла, а также сложность конструкции стопорного
1З устройства из-за необходимости применения в нем специальных пружин кручения.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является сцепное .устройство, содержащее корпус, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком, рычаг для перемещения шкворня, имеющий цилиндри"
;ческую ступицу, закрепленную на оси рукоятки поворота укаэанного рычага, и подпружиненный стопор ловителя дышла, имеющий клиновидный конец для взаимодействия с пазом, выполненный в задней части ловителя, противоположной его направляющему раструбу,2 „ .
Недостатком этого устройства яв"ляется также его неудовлетворительная компактность и сложность кон» струкции из-за применения вышеупомя" нутых поворотного стопора ловителя и пружин кручения.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности при одновременном повышении компактности устройства.
Для достижения цели стопор выполнен в виде полого стержня, имеющего лыску и боковые грани, выполненные перпендикулярно последней на части длины открытого конца полого стержS
10 !
3 90 ня, при этом на ступице указанного рычага выполнены изогнутые в сторону открытого конца упомянутого стержня выступы для взаимодействия с уступами стержня, образованными его указанными боковыми гранями, На фиг.1 схематически показано предложенное сцепное устройство; на фиг.2 - то же, при среднем положении рычага, на фиг.3 - то же, при крайнем верхнем положении рычага; на фиг.4 - стопор.
Сцепное устройство содержит корпус 1, ловитель 2 с раструбом 3, шкворень 4 с коническим хвостовиком
5 и рычаг 6 для перемещения шкворня.
Рычаг 6 имеет цилиндрическую ступицу
7, закрепленную на оси 8 рукоятки поворота рычага. Стопор 9 имеет клиновидный конец 10, взаимодействующий с пазом 11, выполненным в верхней круглой части ловителя 2 с противоположной стороны от раструба 3.
Стопор 9 выполнен в виде полого стерж ня (фиг.4), имеющего лыску 12, расположенную напротив ступицы 7 рычага
6 и боковые грани 13 и 14, выполненные перпендикулярно лыске 12 на части длины полого стержня на расстоянии от его открытого конца. По краям ступицы 7 рычага 6 выполнены изогнутые в сторону открытого конца полого стержня выступы 15, расположенные по бокам стопора 9 напротив его граней 13 и 14 и упирающиеся в образованные этими гранями уступы 16 и 17 на указанном стержне.
5129 4 в крайнее верхнее положение. Для этого рычаг 6 при помощи рукоятки
30 поворачивают вокруг оси 8 по часовой стрелке. Шкворень, поднимаясь, освобождает петлю прицепа, которая выходит из ловителя 2. При этом ловитель 2 под действием пластинчатой пружины 27 на его вытуп 28 устанавливается в среднее положение, при котором паз 11 располагается напротив стопора 9.
При повороте рычага 6 ступица 7 поворачивается в ту же сторону, выступы 15 ступицы отходят от уступов 16 и 17 и устанавливаются в положение, показанное на фиг ° 3.
Одновременно с этим стопор 9 под действием пружины 29 входит своим клиновидным концом 10 в паз 11 ловителя
2 и фиксирует его от поворота в корпусе 1. Причем -при повороте рычага 6 вокруг оси 8 он воздействует на собачку 20, .которая отводит фиксатор 21 в сторону от оси шкворня 4 (фиг.2). Далее рычаг 6 упирается в собачку 20 своей лункой 19 и прижимает верхний торец шкворня 4 к пластине 24. Последняя поворачивается на гребне 25 в выемке 26 и занимает положение, показанное на фиг.3, При этом шкворень 4 и рычаг 6 фиксируются в корпусе 1 и крышке 18 сцепного устройства. Такое фиксированное положение шкворня обеспечивает готовность сцепного устройства к сцепке с петлей прицепа.
На корпусе установлена крышка 18.
На торце рычага 6 имеется лунка 19 для взаимодействия с собачкой 20, шарнирно закрепленной на шкворне 4.
СобаЧка 20 взаимодействует с фиксатором 21. Рычаг 6 подпружинен пружинами 22, расположенными между ним и крышкой 18. Концы пружин 22 связаны с выступом 23 пластины 24, имеющей гребень 25, входящий в выемку
26 крышки. На корпусе 1 закреплена пластинчатая разрезная пружина 27, имеющая лепестки, между которыми расположен выступ 28 ловителя 2.
Внутри стопора 9 между ним и крышко« 18 расположена пружина 29. Ось рычага 6 имеет рукоятку 30.
Сцепное устройство работает следующим образом.
Для того чтобы отцепить прицеп от тягача необходимо поднять шкворень 4
Для того, чтобы сцепить прицеп с тягачом петлю прицепа вводят в раструб 3 ловителя 2 и шкворень 4 от действия петли на его конический хвостовик 5 подымается вместе с собачкой 20, которая выходит из лунки 19. Рычаг 6 под действием пружин
22 ударяет по шкворню 4. При совмещении оси отверстия вводим и в ловитель пе1ли с осью шкворня шкворень опускается в крайнее нижнее положение и фиксирует петлю прицепа в сцепном устройстве. При этом выступы 15 ступицы 7, вращаясь против часовой стрелки, упираются в уступы 16 и
17 стопора 9 и, сжимая пружину 29, выводят его конец 10 из паза 11 ловителя 2, обеспечивая последнему возможнос-ь вращения вокруг шкворня 4 вместе с петлей прицепа на большие углы.
5
Предложенное сцепное устройство просто по конструкции и имеет повышенную компактность, что в итоге снижает его вес и повышает надежность работы.
Формула изобретения
Сцепное устройство, содержащее корпус, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком, рычаг для перемещения шкворня, имеющий цилиндрическую ступицу, закрепленную на оси рукоятки поворота указанного рычага, и подпружиненный стопор ловителя дышла, имеющий клиновидный конец для взаимодействия с пазом, выполненным в задней части ловителя противоположной его направляющему. раструбу, о т л и ч а ю щ е е с я
5129 б тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при одновременном повышении компактности устройства, стопор выполнен в виде полого стержня, имеющего лыску и боковые грани, выполненные перпендикулярно последней на части длины открытого конца полого стержня, при этом на ступице указанного рычага выполнены
>о изогнутые в сторону открытого конца упомянутого стержня выступы для взаимодействия с уступами стержня, образованными его указанными боковыми гранями.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Выложенная заявка ФРГ У 24/8948 кл, В 60 0 1/02, 1976. щ 2. Патент ЧССР М 139306, кл. 63 с 3/05, 1970 (прототип).