Опорно-ходовое устройство для затвора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (1, 905З59

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советски к

Социалистические

Реслублни

К - АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 20. 08. 80 (2! ) 2975041/29-15 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 15.02.82 ° Бюллетень М 6

Дата опубликования описания 15 (51)M. Кл.

Е 02 В 7/28 11еудеретеенны6 кемнтет

СССР ео делам нзееретеннй н открытей (53) УДК 627. 823.. 9(088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Баланин, В. П. Бутин и Д. И. Зиневич

У

Ленинградский институт водного транспорта (71) Заявитель (54) ОПОРНО-ХОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАТВОРА

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано на воротах и затворах судоходных шлюзов, плотни, доков и в других инженерных сооружениях.

Известно опорно-ходовое устройство гидротехнического затвора, включающее укрепленную на затворе обойму с подводом гидродавления и антифрикционные вкладыши И) .

Недостаток этого устройства заключается в неплотном прилегании вкладыша к опорной части сооружения при деформации затвора в результате приложения к нему нагрузки.

Известно также опорно-ходовое устройство для затвора, преимущественно гидротехнических сооружений, включающее .закрепленную на затворе обойму с цилиндрической выемкой, в которой установлен антифрикционный вкладыш с цилиндрической выпуклой поверхностью (21.

Недостаток этого устройства состо= ит в том, что вкладыш не имеет возможI ности поперечного перемещения, вследствие чего при деформации затвора возможны поломки опорно-ходового устройства при .взаимодействии с опорной частью сооружения.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения по" перечного перемещения вкладыша в обойме.

Это достигается тем, что антифрикционный вкладыш закреплен к обойме через упругую прокладку посредством болтового соединения с упругой втулкой, причем радиус кривизны выемки обоймы больше радиуса кривизны выпуклой поверхности антифрикционного вкладыша.

Причем вкладыш выполнен с углубле" нием, которое соединено с источником рабочей среды, а вокруг углубления выполнено кольцевое углубление, в котором установлено уплотнение.

3 9053

Кроме того, кольцевое углубление соединено с источником рабочей среды, а уплотнение выполнено s виде элемента прямоугольного поперечного сечения, на внешней стороне которого закреплены трапецеидальные антифрикционные элементы, причем в элементе прямоуголь ного сечения выполнены отверстия, снабженные обратными клапанами, сообщающие полость, образованную трапе- 1о цеидальными антифрикционными элементами с кольцевым углублением.

На фиг. 1 изображено устройство, осевой разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1. 15

Опорно-ходовое устройство состоит из обоймы .1 с вогнутой цилиндрической поверхностью 2, на которой нанесено нержавеющее покрытие. Обойма 1 прикреплена к металлоконструкции затвора 3. На цилиндрическую поверхность 2 обоймы 1 оперт вкладыш 4, имеющий выпуклую цилиндрическую поверхность 5. Последняя покрыта антифрикционным слоем, например металлофторопластом. Вкладыш 4 и обойма 1 соединены болтами 6 через амортизатор выполненный, например, из листовой резины. В отверстия для болтов 6 вкладыша 4 установлены упругие втулки 8, например, из резины. В межстенное пространство вкладыша 4 установлено подвижное кольцо 9, оборудованное уплотнениями 10 высокого давления и уплотнениями 11 низкого давле35 ния. На опорной торцевой поверхности подвижного кольца 9 установлены кольцевые антифрикционные вкладыши 12, выполненные из антифрикционного эла1О стичного материала, например фторопласта. Вкладыши 12 укреплены на торцевой поверхности подвижного кольца 9 с помощью плоских кольцеобразных прижимов 13 и 14, Подвижное кольцо а также средний прижим 14 имеют

) сквозные по высоте и диаметрально расположенные депрессиоййые отверстия 15 с клапанами 16. Подвижное кольцо 9 в сборе с вкладышами 12 имеет-меньшую высоту, чем глубина межстенного .50 пространства вкладыша 4. На торцевой, обращенной к рельсовым путям поверхности вкладыша 4, нанесено кольцевое антифрикционное покрытие 17, йапример, из металлофторопласта. Вкладыш

4 снабжен двумя системами гидропитания высокого давления 18, подведенного к полости 19 средней части вкладыша 4 и соответствующего несущей способности опорного устройства, и низкого 20, подведенного к полости

21 межстенного пространства вкладыша

4 и соответствующего уплотняющим характеристикам материала вкладыша 12.

Рельсовые пути выполнены из закладочной части 22, укрепленной на гидросооружении и опорной 23, выполненной из листовой шлифовальной нержавеющей стали. Опорная часть 23 укреплена на закладной 22.

Предлагаемая конструкция устройства работает следующим образом.

Через гидропровод 20 подается рабочая жидкость в полость 21 под нагрузкой, соответствующей уплотняющим характеристикам материала вкладышей 12, За счет работы уплотнений 11 подвижное кольцо 9 прижимается к опорной части 23 рельсов. Это давление поддерживается в процессе передвижения затвора 3 постоянно. Затем через систему высокого давления 18 рабочая жидкость подается в полость 19 под давлением, соответствующим несущей способности опорно-ходового устройства. При нагружении затвора 3 гидростатическим давлением вся нагрузка передается рабочей жидкостью полости

19 на опорную часть 23 рельса. При маневрировании затвором 3 вкладыши

12 скользят по опорной части 23 рельса, обеспечивая при этом лишь герметичность полости 19. Давление на подвижное кольцо 9 и передаваемое им на опорную часть 23 рельса мало по сравнению с давлением в полости 19, поэтому трение скольжения, уплотняющего подвижного кольца 9, не окажет существенного влияния на величину общей силы трения при маневрировании затвором. Для предотвращения выхода рабочей жидкости из полости 19 в окружающую среду, даже в случае повреждения внутреннего кольца антифрикционного уплотняющего вкладыша, прорвавшаяся рабочая жидкость через депрессионные отверстия 15 и клапан 16 попадает в камеру низкого давления полости 21. Рабочую жидкость в полости

21 удерживают уплотнения 11 и клапаны

16. В аварийном режиме, когда отсутствует давление в полости 19 или 21, подвижное кольцо 9 утопится в межстенное пространство вкладыша 4 и всю нагрузку воспримут торцевые поверхности вкладыша 4, имеющие антифрикционное покрытие 17, на котором и будег

905359 перемещаться затвор 3 в аварийном режиме. Затвор 3 опирается на покрытие

17 и тогда, когда он находится в статике. При деформации металлоконструкции затвора 3 вкладыш 4 повернется на поверхности 5 по отношению к поверхности 2 основания 1, сдеформируются амортизатор 7 и упругая втулка 8, предотвращающая болты 6 от изгиба, что обеспечит постоянство контакта 1О вкладышей 12 с опорной частью 23 рельса. При снятии гидростатической нагрузки, а следовательно, и деформации затвора амортизатор 7 возвратит опору в прежнее положение. 1S

Внедрение настоящего предложения позволяет повысить надежность работы опорно-ходового устройства, повышает его несущую способность, уберегает окружающую среду от загрязнений маслом, если оно будет использоваться в качестве рабочей жидкости.

Формула изобретения

2$

1. Опорно-ходовое устройство для затвора, преимущественно гидротехнических сооружений, включающее закрепленную на затворе обойму с цилиндрической- выемкой, в которой установлен зО вкладыш с цилиндрической выпуклой поверхностью,. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения поперечного перемещения вкладыша в обойме, антифрикционный вкладыш закреплен к обойме через упругую прокладку посредством болтового соединения с упругой втулкой, причем радиус кривизны выемки обоймы больше радиуса кривизны выпуклой поверхности антифрикционного вкладыша.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вкладыш выполнен с углублением, которое соединено с источником рабочей среды, а вокруг углубления выполнено кольцевое углубление, в котором установлено уплотнение.

3. Устройство по п.п. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что кольцевое углубление соединено с источником рабочей среды, а уплотнение выполнено в виде элемента првмоугольного поперечного сечения, на внешней стороне которого закреплены трапецеидальные антифрикционные элементы, причем в элементе прямоугольного сечения выполнены отверстия, снабженные обратными клапанами, сообщающие полость, образованную трапецеидальными антифрикционными элементами с кольцевым углублением.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 420725, кл. E 02 В 7/26, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

У 666241, кл. E 02 В 7/26, 1977 (прототип) .

905)l;9

Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 302/41

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Составитель А-. Кононов

Редактор А. Гулько Техред О.Дюлай Корректор В. Бутя га