Затвор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОГ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()905360

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.08.80 (21) 2966526/29-15 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.02.82. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 15.02.82 (51) М.К .

Е 02 В 7/48

ХГосударственный комитет

СССР (53) УДК 626.823..9 (088.8) allo делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. П. Бутин, Д. И. Зиневич, И. М. Дейч и Н. П.

Ленинградский институт водного транспор а

1 (71) Заявитель (54) ЗАТВОР

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано при проектировании судоходных шлюзов и других напорных гидротехнических сооружений.

Известен откатный затвор, способный воспринимать двухстороннюю гидростатическую нагрузку. Затвор выполнен с выступом на флютбете и подпружиненными горизонтальными катками, в районе вертикальных катков установлены скребки и гидромониторы (1) .

Недостатками такого затвора являются необходимость создания в стенке гидросооружения широкой ниши для открытия затвора, сложность уплотнения затвора по контуру ниши, возможность засорения ниши посторонними предметами и льдом, а также ненадежностью работы сложного опорно-ходового узла, недоступного в период эксплуатации для осмотра и ремонта.

Известен также затвор, включающий установленное на флютбете между устоями полотнище с обшивкой, опорно-ходовые устройства, уплотнения и механизм подьема (2).

Недостаток этого затвора заключается в необходимости значительных усилий при маневрировании вследствие преодоления гидростатического давления воды, направленного сверху вниз.

Цель изобретения — уменьшение усилий при маневрировании.

Это достигается тем, что полотнище выполнено из четырех щитов, шарнирно соединенных между собой в параллелограмм, одна из вершин которого закреплена на флютбете, а противоположная к механизму подъема.

Причем в устоях выполнены вертикальные пазы, а на концах оси верхнего шар15 нира закреплены опорно-ходовые устройства, помещенные в вертикальные пазы.

Кроме того, затвор снабжен плавучими емкостями, закрепленными к нижним щиго там

Опорно-ходовое устройство выполнено в виде двух охватывающих колец оси элементов с закрепленными на противоположных сторонах через эластичные прокладки антифрикционными вкладышами.

905360 обоймах 21 и 22 через эластичные прокладки 26. Опора скольжения помещена в вертикальных пазах 27 стенок 28 гидротехнического сооружения. Пазы 27 оборудованы опорными рельсами 29. К концевым участкам консоли 20 оси верхнего шарнира укреплен тяговый орган 30 механизма подъема затвора.

Предлагаемый затвор работает следующим образом.

В открытом положении затвор покоится на флютбете 4, опираясь нижними щитами 1 и 2 на наклонные участки последнего. При этом ромб щитов затвора вытянут по горизонтали. Для закрытия затвора, механизм подъема затвора через тяговый орган 30 поднимает верхние щиты

9 и 10, увлекая за собой и щиты 1 и 2.

Ромб щитов, изменяя свою форму, вытязз

4О гиваясь по вертикали, перекрывает судоходное отверстие. Все уплотнения, как тор- 4> цовые 16 и 18 (или 17 и 19), так и уплотнения 6 и 14 шарниров (или 5 и 15) работают при воздействии на них гидростатической нагрузки. Опорно-ходовое скользящее устроиство, в связи с установкои

На фиг. 1 изображен затвор, общий вид, в плане; на фиг. 2 — разраз А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разраз Б — Б на фиг. 1.

Затвор состоит из четырех щитов с водонепроницаемой обшивкой. Нижние щиты 1 и 2 соединены внизу шарниром 3, установленным на флютбете 4. Шарнир 3 имеет уплотнение 5 и 6 лепесткового типа. Щиты 1 и 2 снабжены емкостями плавучести 7 и 8; Верхние щиты 9 и 10 в верхней части соединены шарниром 11, а в нижних частях соединены с соответствующими нижними щитами шарнирами 12 и 13. Последние снабжены уплотнениями 14 и 15 лепесткового типа. Торцовые поверхности шарнирно соединенных между собой щитов 1, 2, 9 и 10 имеют боковые скользящие уплотнения 16 — 19.

Ось верхнего шарнира 11 выполнена в виде консоли 20, на которой установлено скользящее опорно-ходовое устройство, состоящее из обойм 21 и 22. Последние сое. динены между собой болтами 23. В средней части соединенных между собой обойм выполнено сквозное отверстие для установки подшипника 24 консоли 20 оси верхнего шарнира 11. Антифрикционные вкладыши 25 опор скольжения установлены в xs эластичных прокладок 26, постоянно прижато к рельсам 29 и не заклинивается.

Емкости плавучести 7 и 8, водоизмещая около 2/3 всей массы затвора, позволяют устанавливать механизм подъема затвора небольшой мощности. Опускание затвора происходит от воздействия неводоизмещенной массы затвора. Гидростатическое давление на щитах 1 и 2 уравновешивает гидростатическое давление на щитах 9 и 10, уменьшая усилие маневрирования затвором.

Такое выполнение затвора позволяет уменьшить усилия при маневрировании затвором, тем самым повышает надежность работы и уменьшает мощность механизма подъема.

Формула изобретения

1. Затвор, преимущественно для гидротехнических сооружений, включающий установленное на флютбете между устоями полотнище с обшивкой, опорно-ходовые устройства, уплотнения и механизм подьема, отличающийся тем, что, с целью уменьшения усилий при маневрировании, полотнище выполнено из четырех щитов, шарнирно соединенных между собой в параллелограмм, одна из вершин которого закреплена на флютбете, а противоположная — к механизму подъема.

2. Затвор по п. 1, отличающийся тем, что .в устоях выполнены вертикальные пазы, а на концах оси верхнего шарнира закреплены опорно-ходовые устройства, помещенные в вертикальные пазы.

3. Затвор по п. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен плавучими емкостями, закрепленными к нижним щитам.

4. Затвор по пп. 1, 2 и 3, отличающийся тем, что опорно-ходовое устройство выполнено в виде двух охватывающих конец оси элементов с закрепленными на противоположных сторонах через эластичные прокладки антифрикционными вкладышами.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 433269, кл. 1: 02 В 7/26, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР № 3344068, кл. Е 02 В 7/48, 1969 (прототип).

905360

Я Р

Раг.!

Фиг.2

Ф02.

Составитель А. Кононов

Редактор А. Гулько Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Заказ 307 42 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4