Клапанное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Респубики
О П И С А Н И И (и) 905430
ИЗЬВРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.06.80 (21) 2924529/22.03 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5I ) M. Кл.
E 21 В 33/12
РкударстввнныН квмнтет
СССР не делам нэвбретеиий и открытий
Опубликовано 15.02 82 Бюллетень М б
Дата ояубликовання описания 15.02.82 (53) МК622.245. .4 (088.8) (71) Заявитель машин и оборудования Министерства химического и йефтЗЖ машиностроения (54) КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, и предназначено для посадки гидромеханических и гидравлических пакеров.
Известно клапанное устройство для посадки пакера, включающее корпус с осевым ка- налом, в котором установлены связанные срезными элементами с корпусом седла с затворами (1) .
Устройство позволяет создать повторно давление в трубах, но при этом необходима установка в трубах дополнительного седла меньшего диаметра.
Известно также клапанное устройство для посадки пакера, содержащее корпус с осевым каналом, связанный фиксатором с корпусом подпружиненный кожух с кольцевой проточкой, образующей с корпусом камеру, сообщающуюся с каналом корпуса, в котором установлено седло со стопорами, и затвор (21.
При применении клапанного устройства имеется вероятность негерметичной посадки пакера, которую можно определить при onpeccoalce по эатрубному пространству, а повторное создание давления для посадкц пакера невозможно, Потребность в создании давления в трубах может возникнуть повторно и при перестановке накера. В таких случаях много времени требуется на дополнительные спуско-подъемные операции для разборки и сборки пакера и клапанного устройства, что связано с большими годовыми затратами на скважину.
Цель изобретения — обеспечение возможности неоднократного создания давления без удаления седла с затвором из канала кор уса.
Поставленная цель достигается тем что фиксатор выполнен в виде шарика и чередующихся вертикальных и наклонных пазов корпуса, причем один вертикальный наз выполнен удлиненным для размещения в проточке кожуха стопоров седла.
На фиг. 1 изображено клананное устройство, общий вид, разрез; на фиг. 2 — фигурный паз на корпусе.
Клапанное устройство содержит муфту 1, соединенный с ней корпус 2 с осевым канав паз 3, устройство позволяет снова создавать избыточное давление в насосно-компрессорных трубах. С уменьшением избыточного давления в насосно-компрессорных трубах до нуля кожух 4 под действием усилия пружины 8 двигается вниз, шарик 5 перемещается из лаза "3 в паз О и проточку "Б", находясь в нижнем положении, и дает возможность стопорам 3 раздвигаться в радиальном направлении, отцеплять их от седла 6.
Для освобождения прохода от затвора 13 и седла 6 в насосно-компрессорных трубах создается незначительное избыточное давление, превышающее усилие трения уплотнительного кольца 11, под действием которого седло 6 и затвор 13 падают на забой скважины, отцепленные от стопоров 3.
Для соответствия с практическими данными количества позиции фигурных пазов в устройстве можно увеличить или уменьшить.
В случае когда статический уровень жидкости в затрубном пространстве находится ниже, чем в колонне насосно-комнрессорных труб, тогда усилие сжатия пружины регулируется гайкой до величины, превышающей усилие, получаемое от разницы уровней жидкости в насосно-компрессорных трубах и в затрубком пространстве.
Предлагаемое изобретение позволяет увеличить количество и виды проводимых работ при эксплуатации скважин, повысить надежность и работоспособность нефтепромыслового оборудования, предотвращаются дополнительные спуско-подъемные операции, связанные с большими годовыми затратами на скважину.
Формула изобретения
Клапанное устройство для посадки пакера, содержащее корпус с осевым каналом, связанный фиксатором с корпусом подпружиненный кожух с кольцевой проточкой, образующей с корпусом камеру, сообщающуюся с каналом корпуса, в котором установлено седло со стопорами,и затвор, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности неоднократного создания давления без удаления седла с затвором из канала корпуса, фиксатор выполнен в виде шарика и чередующихся вертикальных и наклонных. пазов корпуса, причем один вертикальный паз выполнен .удлиненным для размещения в проточке кожуха стопоров седла.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР Р 307177, кл. Е 21 В 33/12, 1968.
2. Авторское свидетельство C(YP по заявке г1О 2689439, кл. Е 21 В 33/12, 1978 {прототип).
3 905430 4 лом "А", в окнах которого расположены стопоры 3. На корпусе 2 размещен кожух 4 с кольцевой проточкой "Б". Проточка "Б" кожуха 4 в верхнем положении фиксируется с помощью шарика 5. При этом шарик находится в нижнем положении "В" фигурного паза, при котором кожух 4 обеспечивает удержание седла 6 со стопорами 3, Ограничитель 7 ограничивает ход кожуха 4 вверх после хода 10
Усилие сжатия пружины 8 регулируется при помощи гайки 9. Для создания давления в клапанном устройстве предусмотрены уплотнительные кольца 10 — 12, затвор 13 и каналы
14 на корпусе 2. В конструкции соотношение диаметров d < d, обеспечивает движение кожуха 4 вверх по фигурному пазу под действием давления.
Клапанное устройство работает следующим образом. 2О
После спуска пакера на требуемую глубину сбрасывается с устья затвор 13, и создается избыточное давление в насосно-компрессорных трубах, При определенной величине избыточного давления кожух 4 под действием 25 давления двигается вверх, и шарик 5 из паза "В" перемещается в паз "Б", сжимая пружину 8 до упора ограничителя 7 в нижний торец корпуса 2. Избыточное давление поднимается до предела равного необходимому ЗО давлению для посадки пакера, После посадки пакера избыточное давление в насосно-компрессорных трубах принудительно медленно уменьшается до нуля. При этом под действием усилия пружины 8 кожух 4 двигается
35 вниз и шарик 5 перемещается из паза В в наз "Д", фиксируя промежуточное положение кожуха 4, при этом проточка "Б" не, доходит до стопоров 3 и не дает возможность стопорам 3 раздвигаться в радиальном направ о ленин, отцеплять их от седла 6.
Для проверки герметичности пакера подается жидкость в затрубное пространство, Если пакер негерметичен, тогда требуется снова создавать в насосно-компрессорных трубах
45 избыточное давление, При создании избыточного давления в насосно-компрессорных трубах кожух 4 двигается вверх, шарик 5 из паза "Д" перемещается в паз "Е", и избыточное давление поднимается до нужного предела, При снятии давления кожух 4 перемеща50 ется вниз, и шарик 5 перемещается из паза
"E" в паз "Ж", при этом кожух 4 фиксируется в промежуточном положении, что также не освобождает седло 6.
Если требуется. вновь создать избыточное
55 давление в насосно-компрессорных трубах, то повторяются вышеуказанные операции, в которых перемещением шарика из паза "Ж"
905430
Составитель И. Кепке
Техред И.Ниии
Корректор О. Билак
Редактор Н. Воловик
Заказ 313/45
Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4