Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистмчесииа

Республик (in905502 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22)Заявлено 31.07.78 (21) 2655039/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 1 5 . 02 . 82 Бкзллетень р 6.

Дата опубликования описания 18. 02. 82 (53)M. Кл.

F 01 P 9/04

Вкуааретеаевы1 коинтет

СССР оо делам изобретение н открытки (53) УДК 621 .431 74 (088.8) (72) Авторьз изобретения

Л.Ф. Камышан, В.А. Ренов и B.P. Хахарева

Ворошиловградское производственное обьедин тепловозостроения (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности к устройствам для охлаждения двигателей внутреннего сгорания с наддувом.

Известны системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в одном из которых горячем последовательно соединены рубашка охлаждения блока цилиндров, радиатор и циркуляционный насос, а а другом холодном — дополнительный насос, водовоздушный теплообменник, охладитель масла и охладитель наддувочного воздуха, выход из которого подсоединен к всасывающей магистрали второго насоса, и перепускную трубу, подсоединенную к выходному коллектору рубашки охлаждения блока через запорный орган и к всасывающей магистрали второго насоса (1).

Однако соединение перепускной трубой выходного коллектора рубашки охлаждения горячего контура и всасывающей магистрали второго насоса позволяет осуществить перепуск воды из горячего контура в холодный в количестве 10-20ã. от расхода воды

S вторым насосом, что недостаточно по" догревает наддувочный воздух, или даже исключает подогрев наддувочного воздуха при температурах окружающего

0 то, воздуха ниже -35 С в условиях Севера и БАМа, где температура достигает

"60 С.

Целью изобретения является повышение эффективности подогрева надду-, вочного воздуха в зимнее время.

Поставленная цель достигается тем, что участок холодного контура, заключенный между охладителем масла и воздуха, дополнительно сообщен со всасывающей магистралью второго насоса при помощи обводной трубы с терморегулируемым клапаном,а с выходным коллектором рубашки охлаждения " при помощи перепускного канала со

90SSO

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом содер° жит два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в одном из которых горячем последовательно соединены рубашка охлаждения блока 1 цилиндров, радиатор 2 и циркуляционный насос 3, а в другом холодном - дополнительный насос 4, водовоздушный теплообменник 5, охладитель масла 6 и охладитель наддувочного воздуха 7, выход из которого подсоединен к всасывающей магистрали 8 второго насоса 4, и перепускную трубу 9, подсоединенную к выходному коллектору 10 рубашки охлаждения блока 1 через терморегулируемый клапан 11 и к всасывающей магистрали 8 второго насоса 4. Кроме того, участок холодного контура, заключенный между охладителем масла 6 и воздуха 7 дополнительно сообщен со всасывающеи магистралью 8 второго насоса 4 при помощи обводной трубы 12 с терморегулируемым клапаном 13. При- чем вход терморегулируемого клапана 13 подсоединен к охладителю масла 6, его первый выход соединен со входом охладителя наддувочного воздуха 7, а второй выход - со всасываю- 55 щей магистралью второго насоса 4, вход второго терморегулируемого кла- пана 14 подсоединен к выходному кол3 вторым терморегулируемым клапаном, и запорный орган перепускной трубы выполнен в виде третьего терморегулируемого клапана, причем вход первого терморегулируемого клапана S подсоединен к охладителю масла, его первый выход соединен со входом охладителя наддувочного воздуха, а вто.рой выход - co всасывающей магистралью второго насоса - вход второго 10 терморегулируемого клапана подсоединен к выходному коллектору рубашки охлаждения блока, первый выходк перепускной трубе, а второй выход - к входу в охладитель наддувоч-. ного воздуха, и вход третьего терморегулируемого клапана подсоединен к . выходу перепускной трубы за вторым терморегулируемым клапаном, первый выход соединен со всасывающей магист- 20 ралью второго насоса, а второй выход -, с выходом из охладителя наддувочного воздуха.

На чертеже изображена схема системы охлаждения двигателя внутреннего 2S сгорания с наддувом.

2 4 лектору 10 рубашки охлаждения блока 1, первый выход 15- к перепускной трубе 9, а второй выход 16 - к входу в охладитель наддувочного воздуха 7 и вход третьего терморегулируемого клапана 1.1 подсоединен к выходу перепускной трубы 9 за вторым терморегулируемым клапаном 14, первый вход соединен со всасывающей магистралью 8 второго насоса 4, а второй выход — с выходом из охладителя наддувочного воздуха 7.

Система охлаждения летом работает следующим образом.

Насос 3 горячего контура подает воду в рубашку охлаждения блока 1, где вода подогревается и далее направляется к клапану 14, летом автоматически включенному таким образом, что вода, подогретая в рубашке охлаждения, идет на охлаждение s водовоз-. душный радиатор 2 горячего контура и по всасывающей ветви возвращается в насос 3 горячего контура.

Насос 4 холодного контура подает воду на охлаждение в водовоздушный теплообменник 5 холодного контура, откуда охлажденная вода поступает в охладитель масла 6, где вода охлаждает масло и подходит к клапану

13, автоматически включенному летом таким образом, что вода идет в охладитель наддувочного воздуха. 7, где охлаждает наддувочный воздух и подходит к клапану 11, включенному летом таким образом, что вода по всасывающей магистрали 8 возвращается во второй насос 4 холодного контурае

Зимой система работает следующим образом.

Насос 3 горячего контура подает воду по нагнетательной ветви насоса 3 в рубашку охлаждения 1 блока двигателя внутреннего сгорания и к клапану 14, автоматически включенному зимой таким образом, что вода, подогретая в рубашке охлаждения, идет в охладитель наддувочного воздуха 7, где подогревает наддувочный воздух и подходит к терморегулятору 14, автоматически включенному таким образом, что по перепускной трубе 9 идет на охлаждение в водовоздушный теплообменник 2 горячего контура и возвращается- по всасывающей магистрали в насос 3 горячего контура.

Формула изобретения го

5 905

Насос 4 холодного контура по нагнетательной магистрали подает воду на охлаждение в водовоздушный радиатор 5, откуда охлажденная вода идет в охладитель масла 6, где вода охлаждает масло и подходит к клапану

13, автоматически включенному зимой таким образом, что вода по обводной трубе 12 и по всасывающей магистрали 8 возвращается к насосу 1о холодного контура.

Система охлаждения двигателей внутреннего сгорания с наддувом повышает эффективность подогрева наддувочного воздуха в зимнее время пу- . тем использования полного тепла горячего контура.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом, содержащая.два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в одном из которых, го-г рячем последовательно соединены рубашка охлаждения блока цилиндров, радиатор и циркуляционный насос, а в другом холодном - дополнительный насос, водовоздушный теплообменник, охладитель масла и охладитель ,зо наддувочного воздуха, выход из которого подсоединен к всасывающей магистрали второго насоса, и перепускную трубу, подсоединенную к выходному коллектору рубашки охлаждения блока через запорный орган и к всасывающей магистрали второго насоса, отличающаяся тем, что, Ф

502 6 с целью повышения эффективности подогрева наддувочного воздуха" в зимнее время, участок холодного конту-. ра, заключенный между охладителем масла и воздуха, дополнительно сообщен со всасывающей магистралью второго насоса при помощи обводной трубы с первым терморегулируемым клапаном, а с выходным коллектором рубашки охлаждения - при помощи перепускного канала со вторым термарегулируемым клапаном, и запорный орган перепускной трубы выполнен в виде третьего терморегулируемого клапана, причем, вход первого терморегулируемого клапана подСоединен к охладителю масла, его первый выход соединен со входом охладителя наддувочно- го воздуха, а второй выход - со всасывающей магистралью второго насоса, вход второго терморегулируемого клапана подсоединен к выходному коллектору рубашки охлаждения блока, первый вь1ход - к перепускной трубе, а второй выход - к входу в охладитель наддувочного воздуха, и вход третьего терморегулируемого клапана подсоединен к выходу перепускной трубы за вторым терморегулируемым клапаном, первый выход соединен со всасывающей магистралью второго насоса, а второй выход - с выходом из охладителя наддувочного воздуха.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Филонов С.П., Гибалов А.И.

Тепловоз 2ТЭ116. М, "Транспорт", 1977, с. 66.

ВНИИПИ Заказ 325/49

Тираж 536 Подписное е е и

Филиал ППП "Патент" г.ужгород,ул.Проектная,4