Автоматический регулятор зазора между фрикционными элементами тормоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскин
Сощкалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.03.80 (21) 2922339/25 — 27 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5 3 ) M. Кл.
F 16 D 65/52
3Ъеударстеенньй квинтет
CCCl
w далем изобретений и открытия
Опубликовано 15.02.82. Бюллетень № 6 ,Вата опубликования описания 15.02.82. (53) УД К626.113. .597.5 (088.8) Ъ
";.1,т Г;
Ф
С. И. Горфинкель, Н. М. Журавлев, Д. С. Кондратьев, И. А. Курзель, В. Б. Пилацкий и А. И. Ревин
l ;, /
l 6(f
Московский автомобильный завод им. И, А. Лихачева (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА
МЕЖДУ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ТОРМОЗА
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции автоматических регуляторов зазора тормозов.
Известны автоматические регуляторы зазора между фрикционными элементами тормозов транспортных средств, содержащие приводной рычаг с храповым механизмом и пневматическое устройство, выводящее из зацепления защелку храловика (1J ..
Недостатком указанного устройства является значительная сложность, вызванная наличием дополнительного пневматического устройства.
Известен автоматический регулятор зазора между фрикционными элементами тормоза, встроенный в приводной рычаг тормоза, который установлен на валу привода тормоза, и содержащий самотормозящую передачу, установленную между рычагом и валом, поворотный управляющий элемент, связанный с неподвижной опорой при помощи скобы, между щеками которой размещена неподвижная опора и узел обгона, выполненный в виде кулачковой муфты (2).
Недостатком данной конструкции является сложность узла обгона, вызванная необходимостью изготовления его деталей с высокой степенью точности.
Цель изобретения — увеличение надежности регулятора.
Указанная цель достигается тем, что автоматический регулятор зазора содержит самотормозящую передачу, установленную между приводным рычагом н валом привода, поворотное кольцо со скобой, между щеками которой размещена неподвижная опора н узел обгона, самотормозящая передача выполнена в виде волновой зубчатой передачи, состоящей из жесткого и гибкого колес и генератора волн, причем жесткое колесо связано с валом, гибкое колесо — с приводным рычагом, а генератор волн — с поворотным кольцом со скобой.
На фиг. 1 изображен регулятор зазора, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1 механизма свободного хода; на фиг, 3 — механизм волновой передачи, сечение  — В на
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР М 296925, кл. F 16 О 65/52, 1971.
2, Заявка ФРГ No 2008139 кл 63 С 51/11, 1972 (прототип), 3 90 фиг. 1; на фиг, 4 — поворотный управляю-" щий элемент, сечение Д вЂ” Д на фиг. !.
Автоматический регулятор зазора содержит приводной рычаг 1, установленный на валу 2 привода тормоза. В приводной рычаг 1 встроена самотормоэящая передача, установленная между рычагом 1 и валом 2. Самотормозащая передача выполнена в виде зубчатой волновой передачи, содержащей жесткое колесо 3 с внутренними зубьями 4, гибкое колесо 5, имеющее наружные зубья 6 и генератор волн 7. Регулятор зазора содержит также поворотное кольцо 8, связанное с неподвижной опорой 9 при помощи скобы 10 со щеками 11 и 12. Жесткое колесо 3 соединено с валом 2 посредством шлицевой шестерни 13, гибкое колесо 5 соединено с рычагом 1, а генератор волн 7 соединен с поворотным кольцом 8 через узел обгона, состоящий из двух сухарей 14, поджатых пружинами 15.
Автоматический регулятор зазора работает следующим образом.
Прн торможении приводной рычаг 1 поворачивает вал 2, приводя в работу тормозной механизм. Усилие тормозу передается с рычага 1 через гибкое колесо 5, жесткое колесо 3 и шлицевую шестерню 13 на вал 2.
При номинальном зазоре между фрикционными элементами тормоза скоба 10 поворачивается вместе с рычагом 1 таким образом, что неподвижная онора 9 в крайних положениях рычага 1 при его повороте касается щек 1! и 12 скобы 10, не поворачивая ее.
При этом приводной рычаг 1 и встроенные в него элементы работают как одно целое, без взаимного перемещения. По мере износа фрикционных элементов увеличивается зазор между ними. В результате при торможении увеличивается утол поворота рычага 1. Вследствие чего скоба 10 упирается щекой 11 в неподвижную опору 9 и поворачивается относительно генератора волн 7. Свободное
5533 4
Перемещение скобы 10 относительно генератора волн 7 обеспечивается узлом обгона.
При растормаживании скоба 10, возвращаясь вместе с рычагом в исходное положение, упирается щекой 12 в неподвижную опору 9 и поворачивается вместе с генератором волн 7. Генератор волн приводит во вращение гибкое колесо 5, а оно в свою очередь приводит во вращение жесткое коле>р со 3, соединенное посредством шлицевой шестерни 13 с валом 2 привода тормоза.
Вследствие чего происходит поворот вала 2 в сторону уменьшения зазора между фрикционными элементами, Данный регулятор обеспечивает более надежную работу, а также снижение металлоемкости конструкции.
20 Формула изобретения
Автоматический регулятор зазора между фрикционнымн элементами тормоза, содержащий самотормозящую передачу, установленную между приводным рычагом н валом привода, поворотное кольцо со скобой, между щеками которого размещена неподвижная опора и узел обгона, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности регулятора, самотормозящая передача выполнена в виде зубчатой волновой передачи, состоящей иэ жесткого и гибкого колес и генератора волн, причем жесткое колесо связано с валом, гибкое колесо — с приводным рычагом, а генератор волн с поворотным кольцом со скобой,