Предохранительный клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()905564

Союз Советских

Социалистиче,ских

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.05.80 (21) 2930676/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5I) M. Кл.з

F 16 К!7/08

Гасударственные комитет

СССР (53) УДК 621.646 (088.8) Опубликовано 15.02.82. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 25.02.82 па еелам изобретений и открытий (72) Авторы изобретен ия

Э. И. Савин и А. А. Усик (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЛ КЛАПАН

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к устройствам пневмоавтоматики, и может быть использовано в пневматических и гидравлических системах в различных отраслях промышленности и транспорта для предохранения трубопроводов и емкостей от черезмерного повышения давления.

Известны предохранительные клапаны, предназначенные для предохранения пневматических систем от повышения давления сверх допустимой величины и состоящие из корпуса с седлом, входным и выходным каналами, и подпружиненного запорного органа (1(.

Недостатком этих клапанов является преждевременная их разгерметизация при давлении в системе, близком к давлению открытия.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому предохранительному клапану является устройство, в корпусе которого установлен с возможностью ограниченного упорами перемещения относительно чувствительного элемента подпружиненный запорный орган, взаимодействующий с седлом, и разобщающий напорную магистраль со сливом (2}.

Недостатком данного устройства является его сравнительно ограниченный диапазон давлений и расхода, в котором обеспечивается необходимая точность срабатывания клапана.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в

1о чувствительном элементе выполнен канал, сообщающий напорную магистраль со сливом, а на седле установлен с возможностью ограниченного упорами перемещения относительно седла нагруженный пружиной дополнительный запорный орган, перекрывающий канал в чувствительном элементе, причем расстояние между упорами одного запорного органа больше расстояния между. упор а м и другого.

На чертеже схематично. изображен пре20 дохранительный клапан, разрез.

В корпусе I предохранительного клапана установлен нагруженный пружиной 2 чувствительный элемент 3. В чувствительном элементе выполнен канал 4, сообщающий на905564

Формула изобретения

ss

se порную магистраль 5 со сливом и установлен с возможностью ограниченного упорами

6 и 7 нагруженный пружиной 8 запорный орган 9. Запорный орган 9 взаимодействует с нагруженными пружиной 10 подвижным седлом 11 и разобщает напорную магистраль от слива. В седле 11 также установлен нагруженный пружиной 12 дополнительный запорный орган 13, перекрывающий канал

4 в чувствительном элементе. Перемещение дополнительного запорного органа относительно седла ограничено упорами 14 и 15, а расстояние между этими упорами меньше расстояния между упорами 6 и 7, выполненными на чувствительном элементе и установленном на нем запорном органе 9.

Предохранительный клапан работает следующим образом.

В исходном положении чувствительный элемент 3 и седло 11 прижаты друг к другу пружинами 2 и 10. соответственно. Запорный орган 9 пружиной 8 прижат к седлу 11, запорный орган 13 пружиной 12 прижат к чувствительному элементу и перекрывает канал 4.

Рабочая среда (газ) поступает из напорной магистрали в полость между чувст-, вительным элементом 3 и седлом 11 и дополнительно к пружинам 8 и 12 прижимает запорные органы 9 и 13 к своим седлам.

При рабочем давлении чувствительный элемент и седло 11 разойдутся на определенную величину, при этом си ла давления на чувствительный элемент уравновесится силой упругости пружины 2, а сила давления на седло 11 уравновесится силой пружины 10

Запорные органы 9 и 13 при этом прижимаютсяя к седл а м.

При повышении давления сверх допустимой величины равновесие подвижных частей клапана нарушается, чувствительный элемент 3 перемещается вверх, а седло 11 опускается вниз. При э ом зазор б между упорами 14 и 15 выбирается и запорный орган 13 открывает канал 4. Избыточное давление среды сбрасывается на слив. При восстановлении величины рабочего давления чувствительный элемент и седло под действием пружин 2 и 10 сближается между собой, запорный орган 13 перекрывает канал 4 и прекращает сброс давления рабочей среды.

Если при открытии запорного органа 13 избыточное давление не успевает сбрасываться на слив и давление среды повышается, то это вызывает дальнейшее удаление друг от друга чувствительного элемента и седла. В результате запорный орган также отрывается от седла 11. Одновременная раа бота при этом обоих запорных органов обеспечивает необходимую скорость сброса избыточного давления. При восстановлении рабочего давления чувствительный элемент и седло сближаются между собой, при этом сначала сядет на седло запорный орган 9, поток закроется канал 4 запорным органом 13.

Таким образом, предложенный предохранительный клапан обеспечивает значительное повышение точности срабатывания, исключает черезмерное повышение давления в

-предохраняемой системе, его открытие обеспечивается при заметно меньшем повышении давления. Одинаковое с известным решением открытие предложенного клапана достигается при меньшем повышении давления, что свидетельствует также о повышении чувствительности устройства. Повышение точности и чувствительности работы предохранительного клапана дает возможность назначать в пневматических и гидравлических системах меньшие запасы прочности, что позволяет уменьшить вес этих систем и особенно ценно при использовании клапана в летательных аппаратах.

Повышение точности работы предохранительного клапана дает возможность исключить неоправданные потери рабочей среды при срабатывании устройства.

Предохранительный клапан, в корпусе которого установлен с возможностью ограниченного упорами перемещения относительно чувствительного элемента подпружиненный запорный орган, взаимодействующий с седлом и разобщающий напорную магистраль со сливом, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в чувствительном элементе выполнен канал, сообщающий напорную магистраль со сливом, а на седле установлен с возможностью ограниченного упорами перемещения относительно седла нагруженный пружиной дополнительный запорный орган, перекрывающий канал в чувствительном элементе, причем расстояние между упорами одного запорного органа больше расстояния между упорами другого.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Башта Т. М. Машиностроительная гидравлика, М., «Машиностроение», 1971, с. 368, рис. 218, а.

2. Авторское свидетельство СССР № 524035, кл. F 16 К 17/04, 1971.

905564

Редактор Н. Горват

Заказ 335/52

Составитель Н. Ермошнна

Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Тираж 980 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4