Способ испытания пластичных смазок на разрушение и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

С. А. Михальков, В. М. Зиновьев, И, М. Сивоконенко, С. И. Крахмалев и Н. К. Волобуев (72) Авторы изобретения г!

Ленинградский институт авиационного приборостроенф (7I) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЪГГАНИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

НА РАЗРУШЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУКЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к технике испытаний пластичных смазок на разрушение и может быть использовано для оценки механической стабильности смазок в результате ее разрушения в тонком слое на контакте между соприкасающимися поверхностями.

Известен способ испытания смазок на разрушение, по которому смазку продавливают через отверстия и определяют объемно-механические характеристики, по которым судят о механической стабильности смазок (1) .

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ испытания пластичных смазок на разрушение, заключающийся в том, что закла3% дывают смазку и тела качения в полый цилиндр, закрывают последний и сообщают цилиндру движение для обкатывания телами качения внутренней его поверхности.

Устройство для испытания пластичных сма20 зок на разрушение содержит станину, установленный на ней цилиндр для размещения в нем смазки, расположенные в цилиндре тела качения и привод (2).

Недостатком известных технических решений является низкая эффективность испытания пластичных смазок на разрушение, что обусловлено большой длительностью испытаний до момента стабилизации механических характеристик смазки, например, предела прочности и вязкости

Цель изобретения — ловышение эффективности.

Цель достигается тем, что в способе испытания смазок на разрушение тела качения размещают беззазорно по образующей внутренней поверхности, а движение сообщают колебательное по эллиптической траектории.

Устройство для испытания пластичных смаэок на разрушение снабжено рамой, соединенной со станиной через упругие элементы, а привод снабжен установленными на раме дебалансами.

Способ реализуется следующим образом.

Закладывают смазку в полый цилиндр тела качения (например шара), размещают беэзазорно по образующей внутренней поверхности цилиндра, закрывают последний и сообита90573 ют цилиндру движение по эллиптической траектории, причем эллиптическое колебательное движение цилиндра содержит такие составляющие, как движение по окружности в плоскости, перпендикулярной к оси цилиндра, а в плоскости, параллельной оси цилиндра, это движение вырождается в линейные колебания. Колебания цилиндра по окружности возбуждают движение тел качения (шаров) по внутренней поверхности цилиндра в режиме обкатывания. 0

Колебания цилиндра в плоскости, параллельной оси, представляют шарам в этом направлении свободу перемещения. В этом случае шары, размещенные по образующей цилиндра без зазора друг к другу в один ряд (шаг дорожки качения равен диаметру шара), или в два и бо-! лее рядов в шахматном порядке (шаг дорожки качения равен 0,5ф шара), отражаются от днища и крышки цилиндра и приобретают движение со смещением в направлении оси цилиндра. В результате сложения этих движений тела качения обкатывают внутреннюю поверхность цилиндра по смещаемым вдоль его оси винтовым траекториям, что ускоряет процесс испытания смазок.

На фнг. 1 изображено предлагаемое устройство, реализующее способ, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, Устройство содержит станину 1, четыре цилиндра 2 для размещения смазки 3, тела 4 каЗО чения, привод 5. Устройство снабжено рамой 6, связанной со станиной 1 через упругие элементы 7 и 8, привод 5 снабжен дебалансами 9 и

10, установленными на раме 6. Цилиндры 2 имеют крышки 11. В раме 6 цилиндры 2 крепятся винтами 12. Привод имеет ременную пере-З дачу 13.

С помощью устройства способ испытания смазок на разрушение реализуется следующим образом.

В цилиндры 2 закладывают 50 r смазки 3 и тела 4 качения ф 25,4 мм в количестве 4 нли 7 штук, закрывают цилиндры 2 крышками

11. Приводят во вращение дебалансы 9 и 10 с помощью привода 5 и ременной передачи 13.

В результате цилиндры 2 совершают колебатель- 1 ное движение по эллиптической орбите. При этом дебалансы 9 и 10 отрегулированы так, г 4 что колебательное движение цилиндров 2 по эллиптической орбите проектируется в окр>жность (в плоскости, перпендикулярной оси цилиьщра 2) ф 10 — 12 мм, а в плоскости, параллельной оси цилиндра 2;в линейное колебание с амплитудой 1 — 1,5 мм. Частота колебаний

140 Гц, внутренний диаметр цилиндров 2-80мм, а длина образующей — 100 мм. Механическая стабильность смазки при ее разрушении: оценивается по времени, которое необходимо для достижения постоянной величины предела прочности и вязкости.

Положительный эффект от внедрения изобретения обусловлен повышением эффективности испытания пластичных смаэок на разрушение.

Формула изобретения

1. Способ испытания пластичных смазок на разрушение, заключающийся в том, что закладывают смазку и тела качения в полый цилиндр, закрывают последний и сообщают цилиндру движение для обкатывания телами качения внутренний его поверхности, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения эффективности, тела качения размещают беззаэорно по образующей внутренней поверхности, а движение сообщают колебательное по эллиптическои траектории.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее станину, установленный на ней цнл и др для размещения в нем смазки, расположенные в цилиндре тела качения и привод, о т л н ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено рамой, соединенной со станиной через упругие элементы, а привод снабжен установленными на раме дебалансами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Синицын В. В. Подбор и применение пластичных смазок. M., "Машиностроение", 1974, с, 127-129, 2. Синицын В. В. Пластичные смазки и оценка их качества. М., "Госстандарт, 1975. с. 97 и 127 (прототип).