Способ управления установкой компенсации реактивной мощности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свкд-ву (22) Заявлено23.04.80 (21) 2914907/24-07 с присоединением заявки М(23) Приоритет

Опубликовано 15.02.82, Бюллетень М 6

Дата опубликования описания 15.02.82 (51)М. Кл.

Н 027 3/18

9кудерстееный квинтет

СССР ав делам изобретений к аткрытнй (53) УД К62 1.3. .072.86 (088.8) (72) Авторы изобретения

A. С. Зеккепь, A. И. Кошелев и В. Т. Мельник

Научно-исспедоватепьский институт постоянного тЖса"(7I) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ УСТАНОВКОЙ КОМПЕНСАЦИИ

РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в системах автоматического регулирования различного вида устройств компенсации реактивной мощности, например управляемого реактора, источника реактивной мошности, синхронного компенсатора.

Известен ряд способов и устройств для управления установками компенсации реактивной мошности, позвопяюших повысить устойчивость и улучшить качество переходных процессов в энергосистеме.

Известны способы и устройства, пре.дусматриваюшие измерение дпя цепей управления отклонения напряжения и его производных, а в качестве стабилизирующих параметров отклонение частоты и ее производную (1).

Недостатком указанного способа регулирования является относитепьно малая

20 чувствительность к изменениям режима энергосистемы, не связанным с заметным изменением напряжения на зажимах установки компенсации реактивной мошности.

Единственный статический параметр, оп- ределяюший в законе регулирования величину реактивной мошности установки — отклонение напряжения — не позволяет вывести установку на режим, способствуюший максимальному повышению запаса статической устойчивости системы.

Известен способ, предусматриваюший дополнительное измерение величины активной мошности электропередачи, к которой подключена установка компенсации, и осушествление максимального (форсировочного) воздействия при превышении активной мошностью заданного значения.

В этом способе частично устранена чувствительность к авариям, не связанным с изменением напряжения j2).

Однако в этом способе воэможности силовой части установки компенсации реактивной мошности используются не полностью, так как воздействие осуществляется лишь по превышению активной мош« ности электропередачи заданного значения и только в аварийном режиме, в то

»

В случае, если напряжение на шинах не превышает значения, опасного по условиям изоляции, сигнал, пропорциональный величине тока элемента, перегрузки которого нежелательны, поступает на вход сумматора 7 регулятора возбуждения, обеспечивая воздействие в направлении уменьшения потребления или увеличения выдачи реактивной мощности. При превышении напряжением заданного значения цепь указанного воздействия разрывается контактом репе, и воздействие прекращено.

Помимо описанных каналов регулятор возбуждения имеет обычно используемые каналы: канал по отклонению напряжения и его производной (б лок 8 ) и некоторую структуру стабилизации (блок 9), которая в данном примере 6формирована в виде комбинации производных напряжения и тока самого устройства компенсации реактивной мощности.

3 90594 время как опасные перегрузки могут испытывать элементы энергосистемы, примыкающие к установке компенсации, и в . нормальных и, особенно, в послеаварийных режимах, 5

Известен также способ, предусматривающий использование в качестве параметров стабилизации линейной комбинации тока и напряжения устройства компенсации реактивной мощности (33., о

Этот способ обладает теми же недо- статками вследствие того, что используется ток самого устройства, т.е. параметр не обладающий чувствительностью к авариям во внешней сети. 15

Бель изобретения - повышение запаса устойчивости параллельной работы энергосистем, Поставленная цепь достигается тем, что согласно способу управления установкой компенсации реактивной мощности путем регулирования величины потребляемой или выдаваемой установкой реактивной мощности в зависимости от величины напряжения стабилизирующих сигна- 25 лов и их производных, полученных от измерений непосредственно на установке, дополнительно измеряют ток примыкающего элемента энергосистемы, перегрузка которого опасна по условиям устойчивости и полученным сигналом воздействуют на блок регулирования установки компенсации реактивной мощности до тех пор, пока значение напряжения не превысит длительно допустимого значе35 ния по условиям изоляции.

На чертеже представлена схема понизительной подстанции, питающей двигательную нагрузку, с подключением синхронного компенсатора, регулирование возбуждения которого осушествляется устройством, реализующим предложенный способ.

B устройстве, реализующем способ, к шинам, питающимся от силового транс45 форматора 1, подсоединен сихронный компенсатор 2, двигатели узла нагрузки 3 и трансформатор напряжения 4, в цепи синхронного компенсатора и узла нагрузки установлены трансформаторы тока 5 и 6.

Синхронный компенсатор снабжен входным блоком регулирования возбуждения

7. С трансформатора напряжения 4 сиг нал поступает на блок отклонения напряжения и его производной 8 и блок стабилизации параметров 9, на который также поступает сигнал от трансформатора тока 5, установленного в цепи синхрон0 4 ного компенсатора, а с трансформатора тока 6 сигнал поступает на блок выявления тока прямой последовательности

10, выход которого подсоединен к блоку ограничения напряжения. Выходы блоков

8, 9 и 11 поступают на вход входного блока регулирования напряжения 7.

Работа устройства, реализующего способ, происходит следуюшим образом.

Измеренный трансформатором тока 6 ток элемента, перегрузка которого нежелательна по условиям устойчивости (в данном примере группы двигателей), поступает на вход блока 10. В этом блоке происходит выделение тока прямой последовательности, выпрямление его и фильтрация. Таким образом блок 10 содержит выпрямитель, фильтр тока прямой последовательности и инерционные звенья, задачей которых является как согласование полученного сигнала, так и c0Fласование со всей остальной частью структурной схемы по ус ловиям о беспече ния ко ле бательной устойчивости.

Полученный с выхода блока 10 сигнал поступает на один из входов блока ограничения напряжения 1 1, на второй вход которого поступает сигнал от трансформатора напряжения 4. Принципиально этот блок может быть выполнен в виде реле максимального напряжения, нормально закрытый контакт которого врезан в цепь между выходом блока 10 и входом суммирующего блока 7 регулятора возбуждения а обмотка питается от трансформатора напряжения 4.

5 905940 6

Попожитепьный эффект от реапизации тойчивости параппепьной работы энергоданного способа достигается за счет по- систем, допопнитепьно измеряют ток привышения устойчивости и, спедоватепьно, мыкаюшего эпемента энергосистемы, пе расширения границ предепьно допустимой регрузка которого опасна по усповиям загрузкй эпементов энергосистемы. устойчивости, порченным сигнапом возл действуют на бпок регу пирования установки компенсации реактивной мошности до

Ф о р м у и а и з о б р е т е н и я тех пор, пока значение напряжения не превысит дпитепьно допустимого значеСпособ управления установкой компен- tp ния по усповиям изопяции. сации реактивной мошности с бпоком ре- Источники информации, гулирования цутем регулирования вепи- принятые во внимание при экспертизе чины потребляемой ипи выдаваемой уста- 1, Авторское свидетельство СССР новкой реактивной мошности в зависи- % 359732, кп. Н 02 P 13/14; 1968. мости от величины напряжения стабипи- 1 2. Авторское свидетепьство СССР по зируюших сигнапов и их производных, по- заявке N 2685596/24-07, пученных от измерений непосредственно кл. Н 02 Р 13/04, 1978. на установке, о т и и ч а ю ш и и с я 3. Авторское свидетепьство СССР тем, что, с цепью повышения запаса ус- N. 613679, кп. Н 02 P 13/04, 1976.