Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, И. П. Ксеневич, В. A. Павло

С. Д. Гапюжин, А. С. Солонский и В. И. Мр

Могилевский машиностроительный институт (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛ10ЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для автоматического переключения передач транспортных средств с дизельным двигателем и всережимным ре5 гулятором.

Известно устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержашее всережимный ре-, гулятор двигателя, исполнительный механизм, гидравпически связанный при помоши эпектрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управления, и аналого-дискретный преобразователь, ус15 тановпенный в корпусе топливного насо- И.

Недостатками устройства является сложная конструкция и недостаточные надежность и точность. го

Ueraü изобретения — повышение точности и надежности.

Поставленная цепь достигается тем, что аналого-дискретный преобразователь представляет собой поворотную гильзу, в которой расположен цилиндрический врашаюшийся золотник, имеюший выступ, продольный паз, параллельный его оси, осевое отверстие и три радиальных отверстия, расположенные в различных плоскостях, причем при помоши одного из послед- них осевое отверстие соединено с магистралью низкого давления, а при помоши двух других — с двумя канавками, расположенными на поверхности золотника, причем одна из канавок выполнена параллельно оси золотника, а вторая - под наклоном, при этом гильза имеет четыре ряда отверстий, расположенных в разных плоскостях, и кинематически связана с одной стороны с всережимным регулятором двигателя, а с другой подпружинена относительно выступа золотника, На фиг. 1 изображена схема устройства для автоматического переключения передач; на фнг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-Б на фиг..2; на фиг. 4 — разрез В-В на фпг. 2; на

3 90673 фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг, 2; на фиг.6 разрез Д-Д на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез E-E на фиг. 4., Устройство дпя автоматического пере» кпюченяи передач содержит всережимный регупятор 1 двигателя, анапого-дискретный преобразоватепь 2, два преобразователя 3 и 4 сигнапа управпення в виде давления жидкости в эпектрический сигнап управления вкпючением высшей ипи 10 низшей передачи, два эпектрогидравпических кпапана 5 и 6 и исполнительный механизМ 7.

При настройке двигатепя на максимапьный скоростной режим и загрузке, бпизкой к номинапьному крутящему моменту, зопотник 9 находится в нейтральном положении и сигнал управления на переключение передачи не поступает (фиг. 3).

При уменьшении нагрузки частота вращения двигателя возрастает и всережимный регулятор 1 уменьшает подачу топпива путем перемещения рейки 11. Зопотник

9 при этом поворачивается по часовой стрелке. При загрузке двигатепя на 7580 Ь от номинапьного крутящего момента золотника 9 соединяет канавку 18 с отверстием 24, выходящим в проточку 31, связанную с каналом 26, по которому дизельное топливо под давпением подается к преобразователю 3, в котором сигнап управления преобразуется в электрический сигнал управления и происходит включение электромагнита эпектрогидравпичес-. кого клапана 5. Маспо под давлением из гидросистемы коробки передач по кана пам 43 и 44 подается в испопнительный механизм 7, с помощью которого происходит включение высшей передачи. После включения высшей передачи нагрузка на двигатепь увеличивается, а частота его вращения уменьшается, всережимный регулятор 1 увеличивает подачу топпива и золотник 9 поворачивается против часовой стрелки, сообщая отверстие 29 с пазом 20, в результате чего через отАна пого-дискретный преобразоватепь

2 расположен в корпусе 8 топпивного насоса и состоит из зопотника 9 и гильзы

10, Зопотник 9 выпопнен ципиндрическйм вращающимся с выступами с приводом от рейки топпивного насоса 1 1 (например, с помощью передачи: зубчатый сектор

l2, жестко свйзанный с золотником 9, и рейка 11). Ось . золотника 9 парапнельна осям ппунжерных пар топпивного насоса. В золотнике имеются три радиапьных 5 отверстия 13-15 и осевое отверстие

16. Через радиальное 13 и осевое 16 отверстия к радиапьным отверстиям 14 и 15 подводится из канапа 17 системы низкого давления топливного насоса дизельное топпиво, явпяюшееся рабочей жидкостью аналого-дискретного преобразователя. Отверстия 14 и 15 заканчиваются двумя канавками 18 и 19» выполненными на ципиндрической поверхности золотника 9, причем канавка 19 выполнена под накпоном, а канавка 18 - параплепьно оси зопотника. С другой стороны на цилиндрической поверхности золотника вы« попнен продопьный паз 20, параппепьный

40 оси золотника, Осевое перемещение зопотника 9 предотвращается с одной стороны стопорным кольцом 21, а с другойпружиной 22, установленной между высту1 дом зопотника 9 и нижним торцом гипьеы .10. Дпя обеспечения подвода дизель45 ного топлива из качала 17 к отверстию

13 в гильзе 10 выпопнен в одной ппоскости ряд отверстий 23. B зависимости от попожения канавок 18 и 1 9 зопотника 9 относитепьно радиальных отверстий

24 и 25 в гипьзе (фиг. 3 и 4) дизельное.топпиво под давпвнием подается по каналам 26 или 27 к преобразоватепям

3 ипи 4 (фиг. 1). Дпя соединенйя канапов 26 и 27 со спивным каналом 28 служат отверстия 29 и 30, копьцевые приточки 31 и 32, радиапьные отверстия

33, выпопненные в гипьзе 10, и продош.5 4 ный паз 20, выпопненный на поверхности зопотника 9.

С верхней частью гипьзы 10 жестко соединена заглушка 34, с которой находится ь контакте кулачок специапьного профиля 35, жестко установленный на валу 36. На этом же вапу установпен купачок 37 с профи боковой поверхностью, также жестко установленный на валу 36 и контактирующий со штифтом

38, запрессовайным в эагпушку 34.Для обеспечения контакта кулачка 37 со

1 штифтом 38 спужит упругий элемент 39 (например, ципиндрическая пружина, работающая на кручение). Кулачок 35 спужит дпя перемещения гильзы в осевом направлении, а кулачок 37 — дпя поворота гильзы.

Вал 36 соединен передаточным механизмом, например с помощью рычага

40 и тяги 41 с рычагом 42 управления всережимным регупятором . двигателя.

Устройство дпя автоматического перекпючения передач работает спедуюшим образом.

906735 6 в нее, надежнее в работе по сравнению с известными устройствами. Кроме того, оно позволяет обеспечить цопучеиие оптимальных характеристик перекпючеиия передач на всех скоростных режимах работы двигатепя. верстия 33 по каналу 28 происходит спи дизельного топпива в топливный бак 45

При превышении загрузки двигатепя на 5-10% по сравнению с минимапьным крутящим моментом золотник 9 сообшает канап 27 с системой низкого давпения топливного насоса путем соединения канавки 19 с отверстием 25 (фиг. 4).

С помощью преобразователя 4, электрогидравпического кпапана 6 и испопнитепьного механизма 7 происходит вкпючение низшей передачи. Слив диэепьного топпива из канала 27 поспе переключения цере1 дачи и изменения нагрузки двигатепя осуществляется путем сообщения отверстия

30 с пазом 20.

При настройке двигатепя на частичные скоростные режимы дпя попучения оптимальных характеристик перекпючения пе— редач, обеспечивающих минимальный удельно ный расход топлива, возникает необходимость автоматического изменения порогов срабатывания аналого-дискретного преобразователя 2 и обеспечения разпичных законов перекпючения на высшую и низшую передачи. Для этого гипьза 10 устанавпивается с помощью кулачков 35 и 37 в соответствующее положение, а одна из канавок (19) на ципиндрической поверхности золотника 9 выполнена под ЗО наклоном к его оси. При изменении скоростного режима купачок 37 поворачивает гипьзу 10 на разпичные угпь в зави: симости от поворота рычага 42 управпения всережимным регулятором, а второй З5 кулачок 35 одновременно перемешает гильзу 10 в осевом направпении. Вследствие этого при изменении скоростного режима изменяются пороги срабатывания аналого-дискретного преобразоватепя. Тре-40 ,буемые законы переключения передач обеспечиваются соответственно профилями кулачков 35 и 37 и накпоном канавки 19.

Таким образом, устройство дпя автоматического перекпючения передач зна- 45 чительно проще по конструкции, компакт-!

Форму па изобретения

Устройство дпя автоматического пере«

1 1 ключения передач транспортного средства, содержащее всережимный регулятор двигателя, исполнитецьный механизм, гидравлически связанный при помощи эпектрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управпения, и анапогодискретный преобразоватепь, установпенный в корпусе топпивного насоса, о т— и и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности, анапого-дискретный преобраэоватепь представляет собой поворотную гипьзу, в которой расположен ципиндрический вращающийся золотник, имеющий выступ, продопьный паз, параплепьный его оси, осевое отверстие и три радикальных отверстия, расположенные в различных ппоскостях, причем при помощи одного из поспедних соевое отверстие соединено с магистралью низкого давпения, а посредством двух других - с дву-мя канавками, распопоженными на поверхности зопотника, причем одна иэ канавок выпопнена параппепьно оси золотника, а вторая - под наклоном, при этом гильза имеет четыре ряда о верстий, распопоженных в разных плоскостях, и кинематически связана с одной стороны с всережимным регупятором двигатепя, а с другой подпружинена относитепьно выступа зопотника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе °

1. Авторское свидетепьство СССР по заявке % 2845282/11, кл. B 60 К 41/06, 1979.

906735

Составитепь Л, Мусипович

Редактор Т. Кугрышева Техред М. Тенер Корректор N. щаро„

Заказ 478/17 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фипиап ППП Патент", r. Ужгород, уп. Проектная, 4